Сбербанк может лишиться своего бизнеса на Украине

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
10 марта 2017, 13:03

Крупнейший госбанк России может лишиться своего бизнеса на Украине в связи с решением начать обслуживание клиентов-владельцев паспортов граждан Донецкой народной республики (ДНР) и Луганской народной республики (ЛНР). Нацбанк Украины заявил о готовности ввести санкции против «дочки» Сбербанка.

Zuma\TASS
Читайте Monocle.ru в

Киев обещает "адекватный ответ", если информация об обслуживании Сбербанком РФ на территории Украины лиц с паспортами республик Донбасса подтвердится. Об этом сообщил в пятницу на заседании правительства Украины его глава Владимир Гройсман.

"Я обсуждал этот вопрос с президентом страны Петром Порошенко и руководством Национального банка Украины (НБУ). Сегодня работа ведется, изучается, соответствует ли действительности информация (об обслуживании лиц с паспортами ДНР и ЛНР)", - сказал премьер и подчеркнул, что ответ украинской стороны "будет адекватным".

Ранее украинская "дочка" ПАО "Сбербанк" опубликовала пресс-релиз, в котором отмечается, что банк не обслуживал, не обслуживает и не намерен обслуживать физических и юридических лиц на основании документов, выданных на неподконтрольных украинской власти территориях. Являясь украинским коммерческим банком и осуществляя свою деятельность на основании лицензии НБУ, неукоснительно соблюдает нормы украинского законодательства, заявили в банке. 

Однако Нацбанк Украины дал четко понять, что вопрос введения санкций никак не связан с тем, нарушает или исполняет украинские законы дочерняя компания российского банка. Фактически Нацбанк пытается потребовать от Сбербанка отказаться от исполнения российских законов, угрожая лишить собственности.

Эксперты предупреждают, что Сбербанк - крупный игрок на украинском рынке, и подобные меры могут крайне негативно сказаться на банковской системе страны, которая и без того существенно пострадала за последние 4 года. В любом случае для подготовки такого жесткого решения потребуется много времени и ресурсов, так как на данном этапе нет законодательной базы, в рамках которой можно было бы реализовать подобный процесс. 

Реакция украинских властей на обслуживание Сбербанком клиентов с паспортами ДНР и ЛНР была очень острой, констатирует ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Для украинской политики это исключительно болезненное событие, полагает он. Поэтому введение санкций Нацбанком Украины вполне вероятно. Причём такой шаг может быть не просто эмоциональным политическим ходом. Речь идёт и о чисто экономических интересах. Ограничение или запрет деятельности в стране может действительно побудить Сбербанк к отказу от украинского бизнеса, продаже его с существенным дисконтом. В этом случае выиграют новые собственники активов, возможно, украинские структуры. Кроме того, даже если просто будут ограничены операции банка, это неизбежно вызовет отток клиентов и средств в другие украинские банки.

Вместе с тем,  выход из бизнеса на Украины не приведет к значимым финансовым потерям Сбербанка, считает аналитик. Однако сам факт вынужденной потери своей «дочки» из-за давления был бы неприятным событием для банка. Для банковской системы Украины последствия санкций против Сбербанка будут зависеть от их масштабности и механизма реализации. Властям совершенно не нужно потрясение, которое коснётся и населения. Ведь 60,7% депозитов в ПАО «Сбербанк» принадлежит физическим лицам.  Поэтому наиболее вероятны санкции мягкие, касающиеся ограниченного спектра услуг.

Особых поводов для паники нет, соглашается аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Нацбанк лишь заявил о намерении ввести санкции в отношении украинской дочки Сбербанка, но к действиям не перешел, и позицию Нацбанка легко объяснить. Дело в том, говорит аналитик, что украинская банковская система формируется в основном за счет банков с участием иностранного капитала и среди десятки крупнейших кредитных организаций полностью украинскими являются только государственный Ощадбанк и проблемный Приватбанк, в остальном это дочки крупнейших мировых, в основном европейских, банковских групп, среди которых Reiffeisen, BNP Paribas, City Group, Credit Agricole...

Не сложно догадаться, отмечает эксперт, что все эти участники рынка так же активно развивают свой бизнес и в России, не считая работающих на Украине дочек Альфа-Банка и ВТБ. И работая в России, дочки этих банковских групп обязаны исполнять указы президента РФ в той же мере, в какой и Сбербанк. То есть с учетом того, что указ о требовании принимать паспорта ДНР и ЛНР распространяется на всех без исключения участников рынка банковских услуг России, удостоверения личности, выданные властями непризнанных республик на территории РФ обязаны принимать и дочки европейских банков. Пока что их руководство старается всячески игнорировать указ, однако это лишь дело времени - неисполнение закона чревато последствиями уже на российском рынке, куда более масштабного и привлекательного в сравнении с украинским. Что в такой ситуации будут делать российские дочки зарубежных банков? «Готов спорить, – говорит Алексей Антонов, – что они рискнут, и в Нацбанке это отлично понимают».

По мнению аналитика, введение санкций в отношении украинского Сбербанка в связи с тем, что связанная с ним организация начала принимать паспорта ДНР и ЛНР, чревато тем, что аналогичные санкции придется ввести и в адрес украинских "дочек" Альфы, ВТБ и других банков. К чему это приведет - вопрос риторический. Хотя условно российские банки занимают не более 9% рынка банковских услуг Украины, сворачивание деятельности мировых банковских групп в стране чревато коллапсом не только банковского сектора страны, но и всей ее экономики.

В случае же если санкции будут вводиться только в адрес Сбербанка, руководство украинской дочки организации имеет все основания для обжалования решения Нацбанка сначала в украинском суде, а затем и в международных в связи с созданием нерыночных механизмов ограничения конкуренции. Наказать де-юре и де-факто украинский Сбер, за действия которые совершает по факту не он, а российский банк, следуя букве закона нельзя.

Для Украины уход даже одного Сбера не пройдет незамеченным для общества и экономики, уверен Алексей Антонов Украинская "дочка" Сбербанка занимает 10 место по активам, на его счетах хранится 11,4 млрд гривен сбережений рядовых граждан и еще 7,4 млрд - это депозиты юрлиц. Если в результате ограничений украинский Сбер обанкротится, это будет огромной проблемой для Нацбанка и администрации Порошенко, чья поддержка со стороны населения и без того тает, на деятельности российской кредитной организации такие события, впрочем, отразятся слабо и статус крупнейшего банка России и Восточной Европы он вряд ли потеряет.  Можно, конечно, не доводить до беды и загодя продать активы другому коммерческому банку... Но по большому счету продать их некому. Так что вопрос о том, кому больше навредят санкции, выглядит скорее риторическим.