Future of the Trump
28 февраля президент США впервые обратился с посланием к обеим палатам Конгресса. Обычно это обращение называется “State of the Union” (состояние Союза, т.е. США), однако классический вариант этой речи предполагает анализ того, что было сделано президентом за прошлый год. Трамп, конечно, в 2016 году достиг много (почти невозможного), но не в качестве президента. Поэтому эту речь стоит назвать, скорее, Future of the Union (будущее Союза) – президент обрисовал ближайшее будущее страны, в которое он намерен ее вести. Ну или Future of the Trump – ведь сегодня от будущего страны зависит и будущее президента.
Важность этой речи невозможно перееоценить, ведь Белый дом сейчас находится в осаде хейтеров его нового хозяина. Никакого «медового месяца» (периода сразу же после инаугурации, на протяжении которого СМИ не критикуют президента, давая ему показать себя) у Трампа нет. Поэтому эта речь давала Трампу возможность не только добавить позитива в повестку, но и продемонстрировать всем, что президент не сдается и не сдастся. Для этого в речи должна была быть одновременно решимость и надежда. И они там были.
Дональд Трамп начал с того, что призвал народ к консолидации. «Пусть мы как нация разделены по вопросам политики, мы являемся страной, которая едина в отрицании ненависти и зла во всех его мерзких формах», - заявил президент. Да, часть нации считает этим злом его, но эта часть – высоколобые интеллектуалы Восточного и Западного побережьев, а также живущие в собственном мире псевдолибералы, оторванные от народа и не понимающих его нужд и чаяний, не осознающие кто является настоящими врагами американских избирателей. Трамп же этих врагов назвал, и ими, к чести Трампа, не стали его идеологические противники (президенту не нужна гражданская война в стране). Этими врагами стали внутренние проблемы, к усугублению которых (и тут Трамп сдержаться не смог, да и не должен был) приложили руку его противники, не желающие не только решать эти проблемы, но и признавать их наличие.
Всем привет
«Я не позволю чтобы ошибки прошлых десятилетий определяли курс, по которому мы пойдем в будущее. Слишком долго мы взирали на сокращение среднего класса из-за экспорта рабочих мест и нашего богатства в соседние страны». Привет китайцам (после вступления которых в ВТО в 2001 году в США, по словам Трампа, исчезло 60 тысяч фабрик)и корпорациям, забывшим о американском патриотизме.
«Мы создавали один глобальные проект за другим, но игнорировали наших детей». Привет глобалистским элитам, мечтавшим в период Клинтона, Буша и Обамы о перекройке мира и вкладывающим триллионы в создание Pax Americana (по словам Трампа, только на Ближний Восток угрохали 6 триллионов), но при этом строившим из глины основание американского колосса, ведь в самой великой стране мира, более 20% молодежи, по словам Трампа, безработные, 43 миллиона человек живет в бедности и примерно столько же получает талоны на питание.
«Мы заботились о границах других наций, но при этом оставили наши открытыми настежь для любого, кто хочет их пересечь, а также для наркотиков, которые хлынули в нашу страну». Привет мексиканскому президенту Энрике Пенья Ньето, а также администрациям Буша с Обамой, которые палец о палец не ударили для того, чтобы по-взрослому помочь предыдущему президенту Мексики Фелипе Кальдерону в войне с картелями. Которую Кальдерон, к сожалению, проиграл, отчасти в результате чего в США в 2015 году от передоза умерло 52 тысячи человек.
Команданте
Трамп фактически провозгласил себя представителем американцев, восставших против глобализма и национализма. И президент уже начинает отчитываться перед своими избирателями за сделанное в ходе революции. Так, по его словам, компании Ford, Chrysler, General Motors, Sprint, Softbank, Lockheed, Intel, Walmart согласились «вложить миллиарды долларов в Соединенные Штаты и создать десятки тысяч рабочих мест». Не обошел он вниманием и свои иммиграционные законы, которые сейчас оспариваются в суде. Объясняя их целесообразность, Трамп использовал не только аргументы из области безопасности (отнюдь не бесспорные, ведь, по некоторым данным, все 12 джихадистов, которые совершили или пытались совершить в США теракты после 11 сентября, были либо местными, либо жили в США на легальных основаниях), но и из экономики. По его словам, политика администрации по реформе миграционной системы должна привести не только к «большей безопасности общества», но и к «росту зарплат, сокращению безработицы и экономии миллиардов и миллиардов долларов». И вот тут он поставил вилку всем его противникам – никто из конгрессменов и сенаторов (которые должны регулярно переизбираться) не может выступить против планов Трампа по созданию рабочих мест. Тот же сенатор Круз (давний критик Трампа) уже заявил, что он сам в Сенате всегда выступает за новые рабочие места и экономический рост, а речь Трампа была «достойной, позитивной» и зарядила его энергией.
Энергией зарядился и рынок – после слов Трампа о намерении вложить в инфраструктуру 1 триллион долларов индексы резко пошли вверх. Стимула им придал и конкретный план Трампа по реформе системы медицинского страхования. Он подразумевает возврат к добровольному принципу покупки страховки, но одновременно с этим снижает стоимость страховки за счет большей конкуренции в отрасли, а также снижения дополнительных расходов врачей, которые за счет страховки перекладываются на пациента (известно, например, что клиники должны содержать штат дорогостоящих юристов, поскольку их регулярно пытаются засудить за неправильное лечение).
Факел в новом свете
В конце он затронул и внешнюю политику. «Америка хочет найти новых друзей и выстроить новые партнерские отношения на основе общих интересов. Нам нужна гармония и стабильность, а не войны и конфликты. Нам нужен мир там, где его можно достичь», - говорит Трамп.
Его заявление о том, что «Америке лучше если в мире меньше конфликтов, а не наоборот» может вызвать улыбку у тех, кто следил за американской внешней политикой последних лет. Трамп хочет вернуться к той стратегии, которая сделала Америку великой – то есть не свергать режимы силой и не конфликтовать с ними, а сделать Америку снова великим и сияющим примером для подражания. Соблазн всегда был куда более эффективным побудительным мотивом, чем страх, и для продвижения соблазна Трампу изменить имидж Америки, которую сейчас воспринимают как страну, несущую разрушительную демократию в третий мир. Пока, конечно, менять имидж получается не очень (учитывая агрессию Трампа против Ирана и Китая), но президент постарается. И в этом контексте его слова он том, что он собирается и дальше «освещать мир американским факелом свободы» и вести вперед союзников, не выглядят столь угрожающими.