Минэкономразвития готово к разработке паспорта проекта с конкретными мероприятиями и целями по развитию производительности труда в России. Во вторник на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам глава МЭР Максим Орешкин представил концепцию приоритетного направления «Повышение производительности труда». Для решения проблемы предлагается создать федеральный центр компетенций на базе ВЭБа, формировать региональные программы, а также перезагрузить службы занятости, сделав их мобильнее.
Производительность труда Владимир Путин назвал ключевым вопросом экономического развития. Он подчеркнул, что целенаправленные усилия уже позволили добиться стабильных темпов роста производительности в отдельных отраслях экономики. Например, по данным Росстата, в авиапроме рост производительности труда составил в 2012 году 15,6 процента, в 2013-м – 27, в 2014-м – 29 с лишним процентов.
Правда, в 2015-м и 2016-м эти показатели выглядят гораздо скромнее, но в целом по показателям в этой сфере Россия более чем в два раза уступает эффективным экономикам. По данным ОЭСР, в 2015 году в России вклад одного работника в ВВП страны составил 23,18 в час, а в странах ОЭСР – 46,53 в час. В связи с этим, уверен президент, нам нужно форсированно наращивать производительность труда, минимум на 5–6% ежегодно.
«Благодаря мощному технологическому прогрессу, который сейчас в мире поступательно развивается, этот разрыв может серьезно возрасти, если мы своевременно не будем на это реагировать»,— сказал Владимир Путин. Необходимо «форсированно наращивать» производительность труда — минимум на 5–6% в год, подчеркнул президент.
"За этими цифрами рост эффективности экономики и предприятий, создание рабочих мест и достойной заработной платы. А значит, если мы решим эту задачу, будут увеличиваться и доходы граждан, они смогут обеспечивать свои семьи, своих детей. Хорошая профессиональная перспектива откроется и для молодежи, которая только выходит на рынок труда", - отметил российский лидер.
"Совместно с регионами, предприятиями, бизнесом следует выстраивать четкую работающую систему поддержки занятости и трудовой мобильности", - резюмировал Путин.
Действительно, соглашается генеральный директор Caf-group Наталья Ионова, проблема низкой производительности труда действительно крайне остро стоит в России. Россия по производительности труда в несколько раз отстает от экономически развитых стран и причин такому положению дел несколько (по данным ОЭСР в 2,4 раза в среднем по отрослям).
Исправить ситуацию можно несколькими путями, полагает Ионова. Во-первых, отмечает она, необходимо поднимать уровень автоматизации и проникновения современных информационных технологий. Комплексные автоматизированные решения в производстве реализованы только в 9% российских компаний, в то время как в странах Европы и Северной Америки этот показатель на порядок выше. Один работник в России производит меньше трети того, что делает его товарищ в США. Производительность труда в России от энергетики до металлургии составляет от 15% до 33% по сравнению с американскими показателями.
Во-вторых, продолжает эксперт, необходимо поднимать эффективность управления процессами. Причем часто встречаются диаметрально противоположные крайности: либо полное отсутствие структурированного контроля и управления процессами, где все держится на людях, которых в СССР назвали бы «крепкими хозяйственниками», либо большинство процессов забюрократизировано до степени невозможности эффективной работы. Различные методологии проектного управления, которые доказали свою эффективность внедрены менее чем у 2% предприятий.
В-третьих, заключает Наталья Ионова, серьезный дефицит квалифицированных кадров и падающий общий уровень образования. Особенно острая нехватка на сегодняшний день – инженерные кадры, IT специалисты и рабочие специальности. В этой связи стоит повышать уровень профессиональной подготовки по данным специальностям, создавать больше бюджетных мест в вузах.
Повышение производительности труда может быть достигнуто изменением системы мотивации сотрудников, так как во многих российских компаниях премий либо не существует, либо они выплачиваются по умолчанию, что приводит к незаинтересованности работников и руководителей в повышении операционной эффективности, считает директор Центра экономических исследований Университета "Синергия" Андрей Коптелов. Более того - там, где премии выплачиваются, зачастую регламент их выплаты банально не прописан. Соответственно, они могут быть выплачены или не выплачены в зависимости от субъективных обстоятельств, настроения руководства, личных отношений между руководителем и сотрудником. Если переменная часть заработной платы, выплачиваемая по результатам деятельности сотрудника, будет составлять хотя бы 25-30% от общего дохода, то в компании будут созданы условия для повышения производительности труда.
Дополнительным способом повышения производительности труда, продолжает эксперт, является внедрение передовых технологий, которые иногда позволяют выполнять работу в разы эффективнее, однако, для массового внедрения инноваций необходимы не только сами технологии, часто отсутствующие в России, но и инициатива топ-менеджеров, а также готовность рядового персонала изменять свои методы работы. Необходимо активно использовать зарубежный опыт, так как в части производительности труда зарубежные компании находятся на пять, а иногда и на десять лет впереди российского бизнеса. Практика показывает, что даже о системах внутренней коммуникации, постановки и контроля выполнения задач, во многих компаниях либо не знают, либо не используют эти системы вообще.
В то же время, добавляет Андрей Коптелов, учитывая происходящее огосударствление экономики, повысить производительность труда будет непросто, так как топ-менеджерам государственных компаний проще получить еще один кредит под государственные гарантии, чем повышать производительность труда своих сотрудников и управлять затратами. Поэтому поддержка развития частного бизнеса является одним из ключевых условий повышения производительности труда в российских компаниях, так как владельцы и менеджеры коммерческих компаний сами заинтересованы в оптимизации бизнес-процессов и повышении операционной эффективности для максимизации прибыли.