ЦБ намерен реформировать систему санации банков. В четверг регулятор опубликовал детали нового механизма оздоровления проблемных кредитных организаций. В частности, наравне с новой схемой рекапитализации за счет фонда под управлением ЦБ будет использоваться схема привлечения стороннего инвестора.
В качестве основной модели предупреждения банкротства банков будет использоваться механизм рекапитализации кредитной организации самим ЦБ. В то же время чиновники считают разумным привлекать к процессу стороннего инвестора для участия в капитале санируемого банка по аналогии с действующим порядком участия в санации ГК "Агентство по страхованию вкладов".
Финансировать санацию предполагается за счет Фонда консолидации банковского сектора, формируемого из денежных средств Банка России. Акции и другое имущество санируемого банка, приобретенные регулятором за счет средств Фонда, могут передаваться в доверительное управление управляющей компании, единственным учредителем которой выступит ЦБ.
В частности, при наличии у банка признаков неустойчивого финансового положения, создающего угрозу его кредиторам или стабильности банковской системы, Банк России сможет направить в такой банк своих представителей и представителей управляющей компании для оценки финансового положения. По результатам оценки будет составляться отчет с выводами и предложениями о целесообразности регулятора в санации. Управляющая компания будет действовать от имени регулятора, использовать средства фонда, а также осуществлять меры по предупреждению банкротства и урегулированию обязательств банков. Конечная цель управления банками, прошедшими процедуру рекапитализации, – их продажа новому владельцу на открытом аукционе.
Публикация пакета нормативных актов предваряет рассмотрение соответствующего законопроекта во втором чтении в Государственной Думе. «Учитывая высокую важность предлагаемых новаций для рынка, такой шаг позволит представить новый механизм санации в деталях и получить отзывы экспертов банковского сектора, – считает заместитель главы ЦБ Василий Поздышев. – Это даст возможность при обсуждении предлагаемого механизма санации вести дискуссию на более глубоком уровне и, как результат, положительно повлияет на ее эффективность».
На самом деле новыми правилами размещенный пакет нормативных документов ЦБ пока назвать можно с натяжкой, говорит аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Фактически ЦБ пока только акцентирует внимание банковского сообщества, что текущая ситуация с классической санацией выглядит не выгодно для государства в плане высоких затрат на услуги санатора, поэтому ЦБ готов пересмотреть свой критический взгляд на ранее обсуждаемую идею по привлечению стороннего инвестора, для участия в капитале санируемого банка. Иными словами добавляется просто новый вариант оздоровления банков, по которому возможно привлечение инвестора – банка, который берет проблемный банк под свое крыло, но не за счет государственных средств на льготных условиях, а за свои собственные средства.
То есть, объясняет эксперт, по сути в механизме и взглядах регулятора на санацию ничего фундаментального не произойдет, а ведь еще в прошлом году ЦБ активно намеревался глобально реформировать этот институт. Речь шла о реальном желании убрать схему предоставления льготного кредита от государства со сроком до 15 лет на оздоровление актива для санатора – говорили, что механизм будет заменен на схему рекапитализации банка за счет средств фонда ЦБ. Такая схема бы обеспечила государству существенную экономию на санации, но при ее реализации, и очевидно, что сейчас ЦБ это понял, могла бы возникнуть ситуация, что желающих работать по такой схеме совсем не нашлось, ведь фактически регулятор снимал бы с себя финансовые обязательства, перекладывая на плечи инвестора, но при этом ограничивал бы и контролировал бы его во всем, ведь в списке требований к таким инвесторам, приведенных на сайте ЦБ, фактически дублируется тот же самый перечень, что и к санаторам: работа без убытков последние 4 квартала, безупречная репутация и тп.
При этом, конечно, в ходе удачной работы он получил бы приоритетные права на этот актив (то есть по факту выкупил бы его у ЦБ), но все равно вложенные собственные средства не оправдали будущие доходы, так как вывести банк, прошедший санацию в лидеры практически невозможно, а в условиях продолжающегося кризиса банковской системы – не целесообразно в плане долгосрочных инвестиций. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, указывает аналитик, что на таком варианте строить дальнейшую банковскую политику для ЦБ было бы более чем нелогично, но оставить ее как вариант для богатых инвесторов вполне можно.
Возвращаясь к вопросу, что же это даст банковскому сектору, Алексей Антонов говорит, что все останется на своих местах просто в вопросах санации теперь допускается участие инвесторов, которые без средств госбанка могли бы поставить проблемный банк на ноги. Остается теперь только догадываться, найдутся ли такие желающие, - здесь есть основания для скепсиса, банковский рынок РФ не тот сектор, который бы оправдал столь крупные затраты, резюмирует эксперт.
Вообще же регулятор постарался оставить себе как можно более широкий выбор из вариантов санирования банков, полагает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. И его можно понять: ситуация в банковской отрасли сегодня настолько непредсказуемая, во многом случайная, что ограничивать себя средствами - значит через 2-3 года загнать себя в тупик. Теперь получается, что санатором проблемного банка может, как и прежде, выступать один из крупных банков, получив под это от государства заемные средства.
Основная проблема в том, считает эксперт, что эти средства выдаются очень дешево (1.5-2%) годовых, и кроме того, банк-сенатор имеет возможность на время санации не соблюдать нормативы ЦБ. С другой стороны, теперь и частный инвестор может принять участие в процессе, за свои деньги, правда, теперь он будет подпадать под действие регулирования, обязан будет соблюдать нормативы, иметь безубыточную деятельность в течение 4-х предыдущих кварталов, и так далее. Необычность ситуации в том, что, строго говоря, частный инвестор и раньше мог купить проблемный или санируемый банк за свои деньги, для этого было достаточно действующего законодательства, дополнительные инструкции были не нужны. Но теперь они есть и их необходимо соблюдать.
По мнению Шустова, потока желающих купить себе санируемый банк не будет, как и не было их раньше: наоборот, собственники банков думают, кому бы и как их продать, отрасль находится в стагнации, госбанки доминируют, вся схема взаимодействия становится новой, не позволяющей извлекать сверхприбыли. Действие нового механизма санации можно будет понять только на практике: может быть, государство будет привлекать к санации крупный частный капитал, и таким образом экономить 25-30% средств направленных на санацию конкретного банка. Этот капитал может быть привлечен административным давлением или еще как-либо.