В четверг в Брюсселе открылся очередной саммит европейских лидеров. Вопросов накопилось достаточно. Одним из главных вопросов саммита, к слову, последнего, когда за одним столом с 27 коллегами будет сидеть британский премьер-министр, является брексит, хотя формально в повестке двухдневной встречи он и не значится. В конце марта Лондон активирует 50 статью Лиссабонского договора о создании Евросоюза, т.е. формально запустит процесс выхода Великобритании из объединенной Европы. Тогда же начнутся переговоры делегаций Британии и Евросоюза по этому важнейшему для судьбы ЕС вопросу. Переговоры продлятся, очевидно, не меньше двух лет и обещают быть сложными. Европейскую делегацию возглавит Мишель Барнье. Евросоюз будет участвовать в переговорах единой делегацией, но это не значит, что все члены союза хотят от Лондона одного и того же. Хотя, конечно, отдельные требования, такие, как, например, защита прав своих граждан, проживающих или работающих на территории Соединенного Королевства, является общими почти для всех 27 стран. Дело в том, что Соединенное Королевство по-прежнему является одной из наиболее привлекательных стран для проживания и работы (3 место в последнем рейтинге) и поэтому манит иностранцев не только из стран Азии и Африки, но и из Европы, особенно, восточной ее части, состоящей из стран бывшего соцлагеря. Не меньше, чем граждан, члены ЕС хотят защитить в результате брексита и свои экономические интересы.
Пожалуй, все европейские страны объединяет и желание, чтобы после выхода из ЕС Лондону стало не лучше, как надеются голосовавшие на референдуме за выход британцы, а хуже. Конечно, степень жесткого подхода к брекситу у членов ЕС разная: одни страны хотят сохранить с Великобританией максимально тесные связи (например, Бельгия, одна из самых открытых европейских экономик), другие (к примеру, Франция) не скрывают своего желания отомстить за брексит, отголоски которого европейцы наверняка будут ощущать еще много лет.
Конечно, точных расчетов по размерам «счета», который Брюссель намерен представить Лондону, нет, но уже сейчас говорят, что Британии скорее предложат заплатить брошенной Европе порядка 60 млрд евро. По этом вопросу на переговорах, конечно, разгорится особо острая борьба.
Говоря об индивидуальных желаниях членов ЕС, следует начать, наверное, с самых больших и важных.
Германия
После того, как Тереза Мэй откровенно заявила, что Великобритания не хочет оставаться полноправным членом единого европейского рынка, Берлин ужесточил свою позицию по брекситу и дал понять Лондону, что ему придется столкнуться с жесткими требованиями. В правительстве хотят, чтобы после переговоров делегаций не было никаких отдельных переговоров и соглашений автопроизводителей, банкиров и представителей других секторов. Ангела Меркель не раз обращалась к немецкому бизнесу с просьбой проявить такую же твердость, как правительство.
Франция
Париж хочет защитить права французов, проживающих за проливом, и настроен, пожалуй, даже более решительно, чем Берлин. Президент Олланд, дорабатывающий последние месяцы на посту главы Пятой республики, предупреждает Лондон, чтобы британцы не ждали никаких льгот и поблажек. Наиболее вероятный победитель предстоящих президентских выборов Эмманюель Макрон в этом вопросе с ним солидарен. В Париже также хотят защитить права своих рыбаков и настаивают на жесткой позиции в вопросах о квотах на ловлю рыбы.
Италия
В Риме главное внимание уделяют правам итальянцев на туманном Альбионе. Кроме этого, как заявил в феврале после встречи с Терезой Мэй итальянский премьер Паоло Джентилони, важно, чтобы переговоры по брекситу не были «разрушительными», т.е. чтобы ущерб от выхода Британии был сведен до минимума.
Испания
К общему для подавляющего большинства европейских стран требованию защитить права своих граждан в Британии у Мадрида добавляется и желание определиться с правами британцев, живущих постоянно или временно в Испании. Дело в том, что жители туманного Альбиона очень любят отдыхать в Испании. В случае двусторонних переговоров преимущество было бы на стороне Испании, потому что в Соединенном Королевстве проживает 130 тыс. испанцев, а в Испании как минимум несколько месяцев в году ок. 800 тыс. подданных Елизаветы II. Поэтому для Мадрида, который изо всех пытается сейчас снизить дефицит бюджетного дефицита, важны и переговоры по торговле, туризму и потокам капиталов между двумя странами.
Еще одной отличительной особенностью Испании в брексите являются территориальные притязания к Великобритании. Речь идет, конечно, о Гибралтаре, который принадлежит британской короне немногим более трех столетий и все это время омрачает отношения между двумя странами.
Мадрид заботит и вопрос территориальной целостности как своей, так и Британии. Любые уступки, которые в ходе переговоров может сделать европейская делегация Шотландии, могут быть использованы каталонскими сепаратистами для продвижения вопроса о независимости Каталонии на международной арене.
Польша
Варшаву, пожалуй, больше всех остальных европейских государств беспокоит судьба своих граждан, проживающих или работающих в Британии. Их действительно очень много – ок. 1 млн человек. В вопросе защиты прав поляков Польша занимает очень твердую и жесткую позицию. Беспокойство за судьбу своих граждан в Соединенном Королевстве перевешивает даже объединяющую обе страны антироссийскую позицию.
Кроме этого, Варшаву волнуют вопросы безопасности и обороны, а также судьба специальных дотаций Брюсселя на развитие. Поляки настаивают, чтобы после брексита эти фонды если и уменьшились, то ненамного. Несмотря на жесткую позицию по польским мигрантам и рабочим польское правительство хочет, чтобы выход из ЕС не отразился на приверженности Великобритании НАТО. Не хотят в правительстве Беаты Шидло и того, чтобы в результате брексита пострадала британо-польская торговля.
Польша надеется извлечь выгоду из брексита. У крупнейшей восточноевропейской экономики сейчас разыгралось нечто вроде конкуренции за крупные транснациональные компании и, в первую очередь, банки, которые собираются покинуть Британские острова после брексита и перенести свои штаб-квартиры на континент.
Ирландия
Об Ирландии следует сказать хотя бы несколько слов из-за ее географической близости к Соединенному Королевству, которая обусловливает ее прочные исторические и прочие связи с бывшей метрополией. Ирландия относится к числу европейских стран, которые хотят сохранить как можно более тесные отношения с Британией.
В первую очередь речь идет о сохранении прозрачной границы, которая позволила бы сохранить свободные передвижения граждан двух стран. Здесь не следует забывать, что на острове находится Северная Ирландия, которая продолжает оставаться британской территорией.
В Дублине хотят, чтобы Лондон имел как можно более широкий доступ к единому европейскому рынку. Требований у ирландцев к Великобритании, пожалуй, меньше, чем у других членов ЕС. Главное из них – свобода передвижений для граждан Евросоюза.
Кроме общих – защиты прав своих граждан в Британии, у большинства остальных европейских стран по вопросу брексита имеются особые требования и желания, обусловленные историческими, географическими и иными особенностями и нюансами. У Кипра, к примеру, это судьба британских баз, находящихся на острове с колониальных времен.
Болгария
Лишь около 3 процентов экспорта Болгарии предназначены для Великобритании. Основная забота правительства Софии - защита прав почти 60 000 болгарских граждан, живущих и работающих в Великобритании.
Хорватия
Хорватия наиболее заинтересована в сохранении свободы передвижения для своих граждан, живущих и работающих в Великобритании. Правительство в Загребе настаивает на том, что Британии не следует предоставлять доступ к Европейскому единому рынку без защиты свободы передвижения и проживания граждан ЕС на ее территории.
Кипр
ключевые вопросы: права Киприотов в Великобритании, британские базы на Кипре
Учитывая историю широких связей с Великобританией, Кипр одна из стран, которая хочет наиболее мягкого и плавного перехода к новым отношениям ЕС-Великобритания. Кипр связывает права своих граждан в Британии с нахождение двух британских военных баз на территорий острова.
Чехия
ключевые вопросы: экономические связи, безопасность чешских граждан в Великобритании.
Чешская Республика хочет чтобы ЕС поддерживало тесные отношения с Великобританией в области торговли и безопасности. Правительство в Праге стремится сохранить как можно больше существующих экономических связей Премьер-министр Борислав Соботка уверен, что права чехов, живущих в Великобритании, должны быть защищены.
Дания
ключевые вопросы: защита сельского хозяйства, экспорт энергоносителей в Великобританию, права на рыбную ловлю в британских водах