Вчера вышла статистика ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по продажам легковых автомобилей за март. Рынок вырос на 9% (март к марту 2016 года). И даже несмотря на отрицательные результаты января и февраля, благодаря мартовскому росту стал положительным и результат первого квартала. Министр экономического развития Максим Орешкин сразу же отметил это как признак положительных изменений в экономике. При этом прогнозы роста рынка в 2017 году в целом очень скромные. Так, по оценке президента АвтоВАЗ Николя Мора рынок вырастет всего лишь на 5%. Рост 5-7% ожидается и многими другими экспертами.
Но даже простой взгляд на динамику рынка легковых автомобилей показывает, что рост вполне может составить 20% по итогам 2017 года (рис.1). Если просто продлить тенденцию, сложившихся темпов роста рынка, а они устойчиво растут уже больше года, то мы увидим, что рынок вырастет на 20% в 2017 году.
Более того, возможен и вовсе никем не ожидаемый взрывной рост спроса на легковые автомобили. Я попробовал применить для рынка легковых автомобилей модель, которую использую для прогнозирования рынка грузовиков, пересчитав параметры модели. Называется она "модель рационального спроса". Для того, чтобы модель выдала прогноз рынка легковых автомобилей достаточно ввести в неё прогноз роста ВВП. И оказывается, что при росте ВВП всего на +1,5% в 2017 году рынок должен вырасти на 65%.
Модель кажется нам адекватной, так как ретроспектива показывает, что модельные значения почти полностью повторяют все взлёты и падения, которые фактически наблюдались на российском рынке автомобилей (красная линия), хотя и может "ошибаться" на величину до 200 тыс. шт.
Но даже если прогноз 2249 тыс. шт. завышен, и реальный рынок составит порядка 2 млн. автомобилей, то и в этом случае рост будет около 47%, что значительно превышает ожидания большинства игроков в отрасли. Ближайшее время покажет, справедлив ли такой оптимизм.
"Данный прогноз вполне оправдан, — полагает редактор "Эксперт-Авто" Алексей Грамматчиков. — Российский рынок легковых автомобилей вполне может показать взрывной рост в ближайшие год-два. Рубль укрепляется, это сдерживает рост цен на машины, что было главным препятствием потребителю для приобретения нового автомобиля. Продажи новых машин в России серьезно снижались последние 4 года. Похоже, что в прошлом году рынок, наконец, достиг дна. Он уже начал восстанавливаться -- по итогам марта вырос на 10%. Потенциал российского авторынка очень значим, в РФ приходится только 350 автомобилей на 1 тыс. человек, в то время, как в США это порядка 800, а в Европе 500 - 600 авто".