На внутреннем российском туристическом рынке складывается непростая ситуация. Рынки Турции и, потенциально, Египта, который могут открыть для посещения россиянами в ближайшее время, составляют прямую конкуренцию российскому турбизнесу, получившему в прошлом году кратковременную поддержку за счет закрытия этих направлений. После того, как Росавиация предупредила в апреле о возможном закрытии чартерного сообщения с Турцией, спрос на туры в эту страну упал почти в два раза. Однако такое развитие ситуации может подхлестнуть цены на российские курорты. Причем этот рост никак не будет оправдан качеством предлагаемых услуг.
В результате, констатируют исследователи, значительное число россиян продолжают искать альтернативы для отдыха за рубежом. Так, согласно опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), около 20% россиян из тех, что могут позволить себе туристические поездки, не готовы тратить деньги на отдых в России. Свое дело сделали кризис и снижение доходов, но одна из причин, по которой россияне не хотят тратить деньги в России — отсутствие качественного сервиса и инфраструктуры.
При этом половина опрошенных, настроенные поехать на российские курорты, готовы оставить на них не более 40 тысяч рублей. И только каждый десятый способен поднять эту планку до 60 тысяч рублей. В результате по итогам лета 2017 года крупные российские туроператоры ждут трехкратного увеличения потока из России в Турцию, где за сопоставимые деньги можно получить более качественный сервис.
Спрос на внутренние направления в этом году остается примерно на прошлогоднем уровне. На сегодняшний день в отрасли складывается замкнутый круг - внешня конкуренция бьет по нашим курортам, а закрытие конкурентных направлений или ослабление рубля приводят к неоправданному росту цен на внутренних направлениях. Есть, правда, надежда, что Крым станет дешевле в общих затратах отдыхающих после запуска Керченского моста, но это касается лишь тех туристов, которые предпочтут отправиться на полуостров на автомобиле. Уже сейчас очевидно, что вряд ли выиграют те, кто предпочтет ж/д транспорт авиасообщению. На самолете до Юга в некоторых случаях сейчас можно добраться даже дешевле.
Проблема, в частности, заключается в недостатке туристической инфраструктуры в России, считает первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. Крым и курорты Краснодарского края практически не выдерживают нагрузки в условиях «закрытых» привычных курортов Турции и Египта. Поэтому цены на российских курортах растут. При этом конкуренцию они выдерживают, считает Сигал, хотя уровень сервиса в большинстве случаев ниже ожиданий и требований отдыхающих. На исправление ситуации могут уйти годы. Но недостатка в туристах в 2015-2016 гг. не наблюдалось, поэтому цены никто снижать не собирается, они будут только расти.
После ввода в эксплуатацию Керченского моста Крым станет более доступным для бюджетного отдыха, но серьезно ситуацию с ценами это не изменит, соглашается эксперт. Более того, нагрузка на инфраструктуру только вырастет, поэтому более вероятно продолжение роста цен, нежели их снижение.
И все же глубинная причина постоянного роста цен на российских курортах — это общая нестабильность в экономике и в обществе, уверен аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Ведь, объясняет он, если цены на туры Ростуризм еще может контролировать, то цены в частном секторе, на которые приходится более 60% расходов в турпоездке, а именно - цены в экскурсионных агентствах, в магазинах, кафе и ресторанах — находятся полностью в ведении владельцев этих мест. Эти владельцы — предприниматели, которых череда экономических кризисов, санкций, контр-санкций, запретов зарубежных туристических направлений, научили в каждом сезоне извлекать максимальную прибыль, а дальше они не загадывают: непрогнозируемость развития экономики и политики в сфере туризма не дает им просчитывать развитие своего бизнеса больше чем на 1 сезон вперед.
Средний мелкий предприниматель в сфере туризма, рассказывает эксперт, боится всего, например, что его бизнес вообще закроют за какие-нибудь нарушения (реальные или надуманные), что рядом построят крупный отель, который разорит его своей ценовой политикой и уровнем сервиса, и поэтому он не готов, к сожалению, делать долгосрочные инвестиции в свой бизнес, нарабатывать постоянных клиентов. Он поднимает цену до максимума, на которому его клиент удивится, но заплатит от безвыходности, а больше его ничего не интересует. То есть, подчеркивает эксперт, проблема развития туризма в России — это проблема защиты интересов малого и среднего туристического бизнеса, обеспечение им хотя бы гарантий собственности. И, во вторую очередь, увеличение номерного фонда и строительство инфраструктуры. Необходимо, чтобы сформировалась традиция гостеприимства в сфере туризма, которая чувствуется на популярных зарубежных направлениях и только-только зарождается в России.
По мнению Кирилла Яковенко, проблема с регулированием заключается еще во въездном иностранном туризме в Россию, который, в теории, должен приносить хорошие деньги на развитие инфраструктуры, но почему-то не приносит. Для примера можно взять туристов-китайцев, которые посещают Россию: 90% из них пользуются услугами китайских турагентств, а также номерного фонда в России, который де-факто тоже принадлежит китайскому бизнесу, их ведут строго по магазинам, принадлежащим китайцам и местами они даже платят по пластиковым картам в юанях. То есть почти весь денежный поток, который они привозят с собой в Россию, уходит обратно в Китай, а ведь эти деньги могли бы помочь развитию инфраструктуры и для внутреннего туризма, сделать его дешевле.
Что же касается постройки Керченского моста, к сожалению, уверен Яковенко, он еще больше поднимет цены для туристов, так как их поток увеличится, а по ту сторону их все так же будут ждать малые и средние предприниматели, не уверенные в будущем и живущие одним сезоном. Повышение цен может составить от 15 до 25%, так как объем спроса со стороны туристов увеличится, а объем предложения останется прежним.