Работу пожилым

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
19 апреля 2017, 12:22

ТАСС
Межрегиональная ярмарка вакансий для женщин "Женщина. Карьера. Занятость" в Иваново
Читайте Monocle.ru в

Эксперты РАНХиГС провели исследование, согласно которому уровень экономической активности пожилых и женщин с детьми на рынке труда РФ остается недостаточным. И хотя в России постепенно возникает дефицит рабочей силы, эти категории населения возвращаться на рынок труда не спешат, даже притом что в последние годы власти начали развивать программы их поддержки. Однако ситуацию может изменить повышение пенсионного возраста и привлечение новых трудовых мигрантов. 

Как говорится в докладе РАНХиГС  "Влияние демографических и социальных факторов на возрастную структуру экономической активности и занятости", на которое ссылается «КоммерсантЪ», к 2025 году доля трудоспособного населения (20-64 года) в РФ может снизиться до 60%. Сейчас к 60 годам с рынка труда уходят 25% россиян — а уже к 72 годам доля продолжающих работать  снижается до 25%.

Женщины уходят на несколько лет раньше — 25% покидают рынок труда к 58 годам, а 25% мужчин — к 61 году. 75% доля неработающих женщин достигает к 71 году, а среди мужчин — к 73 годам. Среди женщин с детьми до 7 лет негативно влияет на экономическую активность наличие детей до трех лет (особенно двух и более), плохое состояние здоровья, наличие партнера, а также высоких нетрудовых доходов; поддерживает же ее высокий уровень образования. 

В последние четыре-пять лет власти проводили программы для большего вовлечения в работу этих категорий населения, в их числе профессиональное переобучение и социальная адаптация, но пока эти программы не дали значимого эффекта. Хотя занятость среди групп в возрасте 50-54 лет и 60-72 лет в 2010-2014 годах выросла (с 80,2% до 83% и с 18,5% до 21,3% соответственно), считать этот прирост только результатом госполитики нельзя. Незначительно выросла и занятость женщин с детьми — для группы с детьми до 18 лет в 2010-2014 годах показатель вырос с 75,5% до 76,6%, для женщин с детьми до 7 лет — с 63,3% до 64%. 

Актуальность проблемы растет - пожилых не хотят брать на работу, а матери вынуждены в силу дефицита мест в садах оставаться дома. Чиновники видят выход в повышении пенсионного возраста, а также привлечение на наш рынок мигрантов. Кстати, что касается второй меры, то эксперты считают, что этот механизм уже работает, смягчая демографическую ситуацию на рынке труда. Как, к примеру, пишет Bloomberg со ссылкой на опрос экспертов, приток иностранной рабочей силы в РФ снижает напряженность на рынке труда, помогая ослабить инфляционное давление в экономике, восстанавливающейся после почти двух лет рецессии. 

Вообще приток мигрантов остается стабильным. По данным Росстата, за последние два года их суммарное число достигло чуть менее 10 миллионов, а чистый прирост составил 18% в 2016 году и 17% в 2015 году. При этом, учитывая демографическую ситуацию в стране, Россия будет зависеть от мигрантов: в ближайшие 15 лет ее трудоспособное население сократится примерно на 10 млн, заявил Алексей Кудрин, который занимал пост министра финансов в 2000-2011 годах.

Но для пожилых людей и матерей с несовершеннолетними следует говорить, скорее, о дискриминации со стороны дискриминации. И приток мигрантов эту пробему только усугубит. Поэтому утверждения о «недостаточной активности» этих групп населения некорректны, полагает генеральный директор CAF Group Наталья Ионова. Они как раз хотят работать, но работодатели предпочитают не брать на работу таких сотрудников. 

Опасения работодателей понятны, так как львиная доля граждан старшего поколения сегодня недостаточно адаптирована под новые условия труда, констатирует эксперт. Так, необходимые сегодня навыки работы с компьютерной и оргтехникой, умение работать в условиях современных информационных технологий - есть далеко не у всех работников старше 50 лет, а именно эта возрастная категория имеет сегодня серьезные проблемы с трудоустройством. Кроме того, возрастным сотрудникам бывает очень сложно принять сильно изменившуюся за последние годы корпоративную культуру в большинстве компаний и предприятий. 

Исключением из данной ситуации являются узкие специалисты технической направленности и  инженерные кадры. Иллюстрацией такой тенденции может послужить следующий пример. Одна из крупнейших горнодобывающих компаний активно искала техников-механиков среди вышедших на пенсию, которые имели опыт работы с оборудованием на одной из удаленных производственных площадок, так как не могла найти других специалистов соответствующей квалификации в регионе. Так «старая гвардия» смогла решить проблему продолжения работ без дорогостоящей замены оборудования. К сожалению, такие примеры не оказывают существенного влияния на ситуацию в целом, так как охватывают только 2,7% пожилых работников.

Матери с детьми – одна из самых «рискованных» групп для работодателей среди кандидатов, уверена Наталья Ионова. Прежде всего, из-за высоких рисков невыхода на работу таких сотрудников по причинам болезни детей или невозможности обеспечить присмотр за ними в рабочие часы. Последняя проблема сегодня постепенно начинает терять свою актуальность из-за активного решения государством проблем нехватки детских садов и все чаще поднимаются вопросы о возрождении института яслей для детей до 3 лет. Возможно, такие меры позволят исправить ситуацию и повысить число матерей, быстро возвращающихся к работе после декретных отпусков. 

Впрочем, на само исследование коллег из РАНХиГС можно посмотреть и под другим углом, говорит, в свою очередь, вице-президент "Деловой России" Татьяна Минеева. Главная проблема рынка труда в РФ - низкая квалификация кадров. Особенно этот дефицит ощущается в сфере информационных технологий. Востребованные молодые специалисты уезжают за границу, а “пожилых” программистов и айтишников еще нет по естественным причинам. В промышленности все наоборот. Специалисты пенсионного возраста успешно трудятся в силу отсутствия достойной смены. Особенно остро проблема стоит на рынке “синих воротничков” - высококвалифицированных рабочих без высшего образования. 

В России средне-специальное образование потеряло престиж и восстановление уровня привлекательности этого сегмента профессионального обучения идет крайне медленно, считает эксперт. Что касается трудоустройства пожилых граждан в других отраслях, то здесь наша страна, увы, отстает от ведущих развитых государств. Программы переквалификации есть, но уровень вовлеченности в них недостаточен. Плюс существует психологический барьер работодателей - все хотят брать на работу молодых сотрудников.  Отдельная тема - трудоустройство матерей с детьми дошкольного возраста. Для жителей Москвы с постоянной регистрацией такой проблемы нет, потому очереди в дошкольные учреждения города по сути ликвидированы. Но ситуация в стране не столь радужная, что создает дефицит кадров в этом, безусловно, важном сегменте трудового резерва. 

Решение этой проблемы состоит из многих компонентов, полагает Татьяна Минеева. Во- первых необходимо и дальше развивать программы переквалификации для трудоспособных людей пожилого возраста. Во-вторых, и это самое важное, стимулировать внутреннюю миграцию. Это очень сложный процесс , который опять же завязан на психологии. Сложно менять место жительства, когда тебе за 50. И в-третьих, ликвидировать отраслевую пропасть преобладания “белых воротничков” над “синими”. И здесь старшее поколение, как раз может выступить своеобразным тьютором в этом нелегком, но крайне важном для отечественного социально- экономического развития процессе.