Бюджетное правило сбережет резервы

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
24 апреля 2017, 12:10
Станислав Красильников/ТАСС

С 2018 года бюджетные расходы в номинальном выражении будет определять новое бюджетное правило. Соответствующее предложение содержится в проекте поправок Минфина в Бюджетный кодекс. Полностью правило заработает с 2019 году, пишут «Ведомости». Развилок по бюджетному правилу «по большому счету нет», сообщил министр экономического развития Максим Орешкин, и введено оно должно быть «как можно скорее».

Как писали ранее «Известия» со ссылкой на источники, близкие к ведомству Антона Силуанова, Минфин при проработке нового бюджетного правила и поправок в Бюджетный кодекс обсуждал возможность фиксации первичного дефицита бюджета на уровне 0% при цене на нефть 40 долларов за баррель в 2019 году. Главным сторонником введения бюджетного правила в России был экс-министр финансов Алексей Кудрин. Такое ограничение позволяет накапливать средства в Резервный фонд и ограничивать расходы бюджета в зависимости от цен на нефть.

Федеральный бюджет может остаться дефицитным вплоть до 2021 года, но его размер сократится к этому году до 0,7%, посчитали в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА). Баланс бюджета будет полностью зависеть от жесткости нового бюджетного правила. По оценке АКРА, в 2018-м показатель дефицита составит 1,8%, в 2019-м — 0,9%, в 2020-м — также 0,9%, 2021-м — 0,7%.

Своими действиями Минфин стремится сохранить накопленные бюджетные средства, констатирует генеральный директор CAF Group Наталья Ионова. И новое правило - это довольно решительный и прагматичный подход.  Если цена на нефть не будет расти, то необходимо будет сокращать расходы в других отраслях и увеличивать доходы в других направлениях. Например, Минфин предлагает увеличить дивиденды для госкомпаний — чтобы они отдавали акционерам 50% чистой прибыли по МСФО.

Вместе с тем, говорит Ионова, необходимо не забывать о социальных направлениях, которые сейчас недофинансированы - здравоохранение, образование.  Именно поэтому эксперты предлагают выбрать не столь строгий подход и не ограничиваться максимальным размером дефицита федерального бюджета в 1% (ВВП), а повысить его до 1,5%. Сейчас в Резервном фонде менее 1 трлн руб. или 1,1% ВВП РФ. В 2016 году накопления использовались на покрытие бюджетного дефицита, повлияла также курсовая разница. Стоит напомнить, что Всемирный банк прогнозировал, что средства Резервного фонда будут исчерпаны к концу 2016 года, но такой негативный прогноз не оправдался.

Сейчас ничего особо не меняется, полагает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко, за исключением одной детали. ЦБ описывал прогноз стрессового сценария, когда нефть падает ниже 40 долларов. И скорее всего, в Минфине с ним согласны. При снижении цены на нефть до 40 долларов за баррель дефицит бюджетных расходов может составить не менее 1 трлн руб. В этом случае решение о необходимости замораживания и сокращения отдельных расходов напрашивается само собой. Но вечно замораживать их не удастся. При таком уровне цены, курс доллара к рублю окажется в районе 75, а инфляция подскочит минимум до 8-10% годовых. Через год большую часть расходов все равно придется индексировать на величину инфляции, что потребует порядка 600 млрд руб. Взять их можно будет из резервов или из внешних заимствований, такой объем не увеличит долговую нагрузку выше 20% к ВВП.

Новинкой, добавляет аналитик,  является перераспределение средств между ФНБ и резервным фондом, фактически, это предложение тратить средства на текущие цели (покрытие дефицита). Это может означать, что Минфин видит вероятным наступление худшего сценария, или перестраховывается на случай, если выход из кризиса затянется надолго.