По итогам марта продажи грузовиков в России показали впечатляющий прирост: как сообщается агентство «Автостат», объем рынка новых грузовых автомобилей в России в первый весенний месяц составил 5,5 тыс. единиц, что на 40% больше, чем годом ранее.
Столь бурный рост является рекордным для последних месяцев, при том, что в январе и феврале этого года рынок также показал существенную прибавку на соответственно в 25% и 28%.
Восстановление рынка коммерческих автомобилей его участники объясняют общим оживлением экономики, появлением более доступных кредитов, а также укреплением рубля. «В этом году наблюдается рост грузопотоков, происходит стабилизация валютного рынка, а кредитование стало чуть доступнее, хотя оно все еще остается очень дорогим. Все признаки говорят о том, что падение рынка прекратилось, дно нащупано и впереди долгожданное восстановление», -- говорит Олег Гребенько, генеральный менеджер по транспорту логистического холдинга AsstrA.
Еще важный фактор, стимулирующий продажи – это отложенный спрос: пользователи коммерческой техники больше не могут откладывать обновление своего автопарка. «Объемы продаж коммерческих автомобилей заметно падали, в результате чего образовался почти трехлетний отложенный спрос, - указывает Марат Зайнетдинов, генеральный директор логистической компании NAWINIA RUS. – Например, у ритейла увеличиваются объемы перевозок, такие компании, как как «Магнит» и Х5 Retail Group активно пополняют собственные автопарки. А остальные ритейлеры привлекают внешних перевозчиков, которые также вынуждены обновлять парки своих транспортных средств. Кроме того, стандарты качества перевозок и требования к подвижному составу становятся жестче, и требуется замена устаревшей техники».
«В 2015 году из-за скачков в валюте и, как следствие, значительного роста стоимости автомобилей и комплектующих к ним многие владельцы автопарков приостановили закупки так сказать «до лучших времен». Сейчас после некой стабилизации рынка и постепенного роста тарифов на услуги игроки смогли продолжить обновлять парки коммерческих автомобилей», - соглашаетсяДмитрий Иевлев, генеральный директор транспортного парка логистической компании «ПЭК».
Примечательно, что растущий спрос на коммерческие авто объясняется также тем, что потребители этой техники прогнозируют спрос на свои услуги в ближайшее время и стремятся к нему подготовится. «При оптимистичном сценарии развития экономики и потребительского рынка объем предложения услуг транспортной логистики будет сильно недостаточным, чтобы удовлетворить увеличившийся спрос. Поэтому сторонники оптимистических прогнозов по развитию экономики нашей страны, а также компании, стремящиеся увеличить свою долю на рынке, считают оправданной тактику наращивания собственного парка именно сейчас», - указывает Александр Павлов, директор по операциям логистической компании FM Logistic.
Что касается продавцов грузовой техники, что на российском рынке по-прежнему доминируют российские производители КАМАЗ и ГАЗ, который по итогам марта заняли вместе 56% рынка. Однако в марте нажали на газ в первую очередь иностранные производители. Если КАМАЗ увеличил продажи на скромные 1,5%, а ГАЗ на 10%, то, например, Mercedes в марте продал грузовиков аж в 7 раз больше, чем в марте прошлого года, Scania увеличила реализацию в 1,8 раз, Volvo в 3 раза.
«В пользу иностранных грузовиков на российском рынке сейчас играет укрепляющийся курс рубля, который делает цены на них более привлекательными, -- рассказал на недавней итоговой конференции марки Iveco глава представительства этой марки в РоссииМассимилиано Перри. По его словам, за последние месяцы в России крупные российские заказчики приняли решение о закупке иностранных грузовиков. В частности, более 1 тыс. коммерческих автомобилей Iveco закупил российский ритейлер «Дикси», около 300 машин этой же марки приобрел «Х5 Ритейл Групп», около 500 авто закупил российский перевозчик «Автолайн».
По словам Массимилиано Перри, в связи с оживлением спроса Iveco в этом году планирует выводить ряд новых моделей, к которым относится обновленные модели Daily, а также Eurocargo и Stralis NP. Он, а также другие участники рынка убеждены, что в текущем году продажи коммерческих автомобилей продолжат рост. По итогам года прирост продаж грузовиков в России может составить 20-30%.