- Игорь, в январе 2017 года Tele2 объявила о смене стратегии. Чем было продиктовано данное решение?
- Реалии рынка и нашей жизни таковы, что всё стремительно меняется. Чтобы наши услуги были востребованными абонентами, необходимо тонко чувствовать их потребности: как существующие, так и те, которые вот-вот станут актуальными для них.
Сейчас недостаточно быть просто оператором связи, нужно выходить за рамки телекома. Принимая это во внимание, летом 2016 года мы перешли к бизнес-модели lifestyle enabler, которая подразумевает качественно новое взаимодействие с клиентом, когда оператор может максимально полно поддержать его стиль жизни и предложить необходимые ему сервисы по оптимальной цене.
Раньше наша стратегия опиралась на предоставление базового набора телекоммуникационных сервисов по оптимальной цене. Сейчас мы отошли от роли «жёсткого дискаунтера», расширив ее до позиции оператора – поставщика уникальных услуг.
- И в чем проявляется уникальность этих услуг?
- Уникальны не сами услуги, уникально их сочетание. Например, в этом году мы предложили своим абонентам возможность бесплатно переносить на следующий месяц остатки неиспользованных минут, SMS, интернет-трафика. Мы включили в новые тарифы «Мой Tele2» безлимит на самые популярные социальные сети и мессенджеры. На фоне тотального отказа всех операторов от безлимитного интернета мы считаем наше предложение максимально соответствующим ожиданиям абонентов.
Наконец, самое главное, мы развиваем систему партнерских программ, создавая эксклюзивные продукты на стыке телекома и других отраслей. Постепенно Tele2 выстраивает экосистему мобильных и интернет-сервисов, удовлетворяющих ежедневные потребности абонентов. Мы не запускаем брендированные банки, такси и прочее, но устанавливаем партнерство с лучшими компаниями на рынке и вместе с ними создаем новые сервисы. Главное, чтобы они максимально органично вписывались в жизнь наших клиентов и делали ее комфортнее. Например, в 2016 году мы запустили музыкальный сервис Zvooq, совместно с Touch Bank выпустили дебетовые и кредитные карты «Другие правила» с повышенным кешбэком за оплату услуг связи, сниженной стоимостью обслуживания и дополнительными бонусами от банка. Наши абоненты могут получать скидку и дополнительные бонусы, заказывая такси через сервис Gett. Проектов много, и мы будем активно их развивать для наших абонентов.
- По поводу переноса остатков. Как вы отнеслись к тому, что МТС полностью скопировал вашу идею и спустя три месяца после вас запустил такую же опцию на некоторых своих тарифах?
- Мы относимся к этому очень спокойно. Вообще это хороший знак: если конкуренты нас копируют, значит, мы стали задавать тон в отрасли. Достаточно почетно всего лишь за полтора года стать ньюсмейкером рынка.
- Вы упомянули безлимитный интернет − скажите, почему все операторы практически одновременно отказались от него?
- В начале года действительно все операторы стали отказываться от безлимитов, во многом это связано с объективными причинами: неограниченные объемы трафика не нужны большинству клиентов. Для удовлетворения потребностей среднестатистического абонента вполне достаточно 10-12 Гб. По сути, при безлимитах возникала ситуация, когда 5% абонентской базы потребляли «тяжелый» контент с помощью мобильного интернета и в результате существенно загружали сеть, что могло сказаться на всех абонентах.
Мы предложили нашим абонентам прекрасную альтернативу безлимитному интернету. Мы дали достаточно гибкие варианты тарифных планов и, самое главное, мы сделали полностью безлимитным трафик в наиболее популярных социальных сетях и мессенджерах: «ВКонтакте», «Одноклассниках», Facebook, WhatsApp, Viber.
Безлимитные социальные сети и мессенджеры в сочетании с пакетным интернет-трафиком в 12 или, например, 30 Гб практически не оставляют шанса превысить лимит включенного объема гигабайтов. Посудите сами, 30 Гб – это почти 30 часов беспрерывного просмотра видео на YouTube или 480 часов прослушивания онлайн-радио. Мне кажется, при всём желании этот трафик нельзя исчерпать в условиях безлимита на соцсети и мессенджеры.
- А можете в нескольких словах рассказать, в чем принципиальные отличия новой линейки «Мой Tele2»?
- Самое главное отличие – это соотношение стоимости и наполнения тарифного плана. Мы подготовили лучшее сочетание цены, качества и услуг, сохранив наши фундаментальные принципы формирования продуктов. Самый главный принцип – это честность. У нас прозрачное и максимально простое описание тарифов, которое не вводит абонента в заблуждение. Например, на наших тарифах цена со второго месяца не увеличится (отсылка к популярному тарифу компании МТС «Безлимитище», в рекламе которого была указана стоимость абонентской платы только за первый месяц, а со второго месяца цена вырастала – прим. редакции). Вы никогда не увидите в нашей рекламе звёздочек и мелкого шрифта. Нам просто это не нужно, так как у нас нет скрытых условий.
Есть много и других полезных опций: перенос остатков, о котором я уже говорил, интернет в поездках по всей России тарифицируется, как дома, – без дополнительных трат. Мы также предлагаем бесплатный доступ к мобильным приложениям «Tele2 TV» и Zvooq.
- Скажите, какие опасения у вас были накануне выхода на сложный московский рынок? И сейчас, спустя полтора года как вы смотрите на эти опасения?
- Конечно, выходить четвертым игроком на рынок Москвы было непросто. У нас были сомнения, связанные с отсутствием лицензии на 2G-частоты. Как показала практика, мы совершенно зря переживали по этому поводу. В Москве почти не осталось кнопочных телефонов, все абоненты пользуются смартфонами, которые поддерживают наши стандарты – 3G и 4G, проникновение интернета в Москве, по данным исследовательской компании Gfk, составило 84%. Эта цифра подтверждает повсеместный тренд на диджитализацию.
Так же, как и любой оператор, мы уделяли большое внимание качеству связи и строительству своей технологической инфраструктуры. Конечно, нам пришлось вложить колоссальные ресурсы, как человеческие, так и финансовые. Однако это оправданно: другие операторы строили свою сеть десятки лет, а мы смогли создать такую же сеть за один года и продолжаем развивать её до сих пор. Чтобы максимально быстро обеспечить абонентов качественной связью, перед запуском коммерческих операций в столице все инженеры Tele2 из региональных филиалов компании от Владивостока до Калининграда приехали в Москву, чтобы подключиться к строительству сети. На столичном рынке труда просто не хватало технических специалистов, которые были нам нужны.
Есть, кстати, существенные плюсы от выхода на рынок последними, о которых многие не догадываются. Во-первых, мы смогли учесть ошибки наших предшественников, но, самое главное, Tele2 закупала самое современное и качественное оборудование у ведущих производителей. В результате мы построили новейшую высокотехнологичную сеть, которая позволила нам покрыть территорию, где проживает 97% населения столичного региона.
- И сейчас ваша сеть соответствует всем высоким стандартам качества?
- Да, по качеству связи в Москве Tele2 не уступает операторам «большой тройки». Более того, всего за полтора года компания уже четырежды была признана лидером по скорости мобильного интернета в столичном регионе. Причем к такому выводу пришли самые авторитетные организации: в мае 2016 года нас признал лидером Роскомнадзор, главный контрольно-надзорный орган в телекоме, в июне 2016 года – Радиочастотный центр при Роскомнадзоре и дважды − информационно-аналитическое агентство TelecomDaily.
У нас также есть свои конкурентные преимущества: например, мы единственные, кто получил возможность запустить в эксплуатацию сеть LTE на редких частотах 450 МГц. В результате в некоторых отдаленных районах Московской области Tele2 является единственным оператором связи.
- Тем не менее некоторые аналитики высказывали мнение, что запуск Tele2 в Москве был ошибкой. Как вы можете прокомментировать это высказывание?
- На мой взгляд, любой бизнес нужно оценивать не по принципу «где он сейчас», а по принципу «куда он идёт». Сейчас мы наблюдаем позитивную динамику всех основных показателей. На фоне стагнирующего и при этом высококонкурентного рынка макрорегиону удалось не только удержать ключевые финансовые и операционные результаты лучше запланированных показателей, но и сохранить позитивный тренд к их улучшению. Естественно, никто не говорит о колоссальной прибыли в первые годы работы. Были большие инвестиции в инфраструктуру, которые нельзя окупить в первый год. Это нормальная для рынка ситуация.
- Недавно вас избрали председателем комитета по московскому бизнесу Ассоциации менеджеров России. Возглавляемый вами бизнес в Москве всего полтора года, и вот управленцы России уже доверили вам профильный столичный комитет. С чем Вы связываете своё избрание? Не кажется ли вам оно преждевременным?
- Конечно, во многом его можно рассматривать как аванс, но, в первую очередь, я связываю это избрание с общей высокой оценкой работы Tele2 в Москве. Я считаю, что профессиональная среда в первую очередь поверила в стратегию оператора на московском рынке и увидела наш, в хорошем смысле, дерзкий выход в столицу. Безусловно, это знак доверия делового сообщества, и мы постараемся оправдать возложенные на нас ожидания.