Токио возрождает TPP

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
2 мая 2017, 12:29

AP/TASS
Читайте Monocle.ru в

В феврале Токио заявил, что после отказа Трампа участвовать в Транстихоокеанском партнёрстве этот грандиозный экономико-политический проект потерял смысл и обречен на смерть. Однако не прошло и двух месяцев, как японское правительство резко сменило тон. Сейчас в столице Страны восходящего солнца уверены, что ТРР имеет неплохие перспективы и без Америки. Внезапный разворот на 180 градусов имеет очень простое и короткое объяснение – Китай. Япония не сразу поняла, что КНР не будет терять время и обязательно воспользуется такой отличной возможностью быстро заполнить вакуум в Тихоокеанском регионе. 

Пекин как-то обвинил Вашингтон в том, что Америка пытается «сдерживать» Китай при помощи переговоров по ТРР. Теперь Поднебесная прощупывает почву для создания зоны свободной торговли с Канадой и Мексикой. Причем, с последней отношения продвинулись до очень высокого уровня – стратегического партнерства, означающего не только торговое, но и политическое сотрудничество. Учитывая крайне низкий уровень отношений между Вашингтоном и Мехико, мало кто удивится, если Мексика согласится подписать соглашение о свободной торговле с КНР. Среди мексиканских политиков в последние месяцы даже появился относительно новый термин – разыгрывать «китайскую карту». Если замыслы Пекина воплотятся в жизнь, то можно будет говорить о новом союзе типа new NAFTA, только вместо США в нем будет присутствовать КНР.

Вашингтон уже потерял интерес и к Южной Америке. Китай же продолжает неустанно закачивать туда все новые и новые миллиарды. Причем, в «освоении» Южной Америки в равной мере – десятками миллиардов долларов активно участвуют как китайские банки, так и китайские компании.

В Токио, похоже, решили, что дальнейшее промедление если не смерти подобно, то, по крайней мере, принесет много крупных неприятностей уже в недалеком будущем. В Японии видят, как в разных регионах разные страны, начиная от Чили и заканчивая Малайзией, активно ищут замену Америке. Без ТРР, считают в японском руководстве, такой заменой наверняка станет Поднебесная.

Чили объявило о расширении соглашения о свободной торговле с Китаем, включив в него инвестиции и сферу оказания услуг. Конечно, главным магнитом в потеплении отношений являются китайские миллиарды. 

Не стоит забывать и о поддерживаемом Китаем Всестороннем региональном экономическом партнерстве (RCEP), включающем 16 стран. Кроме 10 членов АСЕАН, в него входят КНР, Индия, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. Конечно, RCEP значительно уступает ТРР, но в случае окончательного отказа от последнего он вполне может стать базой нового соглашения, в котором роль лидера наверняка перейдет к Китаю.

Япония, конечно, не хочет, чтобы главную роль в дальнейшем развитии Тихоокеанского региона играл его главный соперник. ТРР в отношении сдерживания КНР может оказаться очень полезным. Кстати, в Вашингтоне к его реанимации тоже относятся положительно, потому что дверь для возврата Америки останется открытой в том случае, если Трамп изменит политику.

Конечно, лучше что-то сделать поздно, чем никогда, но Токио явно промедлил. Инициатива уже у Пекина. Китай, надо отдать ему должное, действовал очень быстро и решительно. В последние год-полгода он приложил очень много сил и средств для улучшения и укрепления как дипломатических, так и стратегических отношений со многими странами при помощи своей знаменитой мягкой силы.

Аргентина, например, позволила Пекину создать в Патагонии систему мониторинга за космическим пространством несмотря на опасения, что она может выполнять и военные задачи. Об осеннем развороте Филиппин в сторону Китая не говорил только ленивый. Белый дом сейчас пытается перехватить инициативу, пригласив Родриго Дутерте в Вашингтон, но филиппинский президент в свойственном себе стиле уже заявил, что у него может не найтись свободного времени на поездку в Америку. Что касается Малайзии, то эта страна полностью поддерживает OBOR. Доказательством союзнических отношений с Пекином является разрешение китайским компаниям модернизировать и расширить главные порты страны.

Подобные примеры можно приводить долго. Суммируя все вышеприведенное, можно сказать, что Китай воспользовался сменой политики США, которую многие, особенно, в Азии считают ошибочной. Обращает на себя внимание, подчеркивает Атланти́ческий сове́т, американский неправительственный аналитический центр в области международных отношений, что наряду с мягкой силой, как было раньше, Пекин активно пользуется и силой, если можно так сказать – «жесткой». В апреле был спущен на воду первый китайский авианосец, построенный полностью в КНР. Явно на сторону Пекина склонилась и чаша весов в Южно-Китайском море, одной из наиболее горячих точек планеты, где сопротивление политике Поднебесной в последние месяцы значительно ослабло.

В Токио явно поняли, что дальше медлить нельзя, потому что в противном случае Китай настолько усилится, что станет безоговорочным региональным лидером. В Японии, наверняка, надеются, что еще не все потеряно. Премьер Абэ уже не раз показывал способность действовать быстро и решительно. Достаточно сказать, что именно он стал первым зарубежным лидером, с которым после избрания встретился Дональд Трамп. Сейчас японское руководство хочет воспользоваться моментом и возглавить возрожденное ТРР с тем, чтобы вести Тихоокеанский регион в третье десятилетие ХХI века.