«Быть инновационными — чтобы оставаться рядом с клиентом»

Алексей Долженков
специальный корреспондент «Монокль»
22 мая 2017, 00:33

Заместитель генерального директора EPAM Артак Оганесян — о том, как инновации изменили жизнь компаний, о сложностях в воплощении даже самых лучших идей и о том, как получать инновации как сервис.

Читайте Monocle.ru в

Изменения, которые финтех и другие технологии принесут банковской, розничной и другим сферам, сегодня предсказать никто не берется. Однако тем важнее становится роль компаний, которые помогают трансформировать традиционный бизнес с учетом инновационных технологий и находить новые пути для развития. Одной из таких компаний является глобальный разработчик программного обеспечения EPAM — корпорация предлагает решения для банков, ритейла, медиа и других отраслей, в том числе для тех, которые только формируются. «Эксперт онлайн» поговорил с заместителем генерального директора EPAM Артаком Оганесяном о том, как инновации превратились в своего рода сервис, в том или ином виде необходимый каждой современной организации.

— Какую роль инновации играют в деятельности современных компаний?

— Прежде всего, информационные и коммуникационные технологии изменили взаимодействие людей с бизнесом и друг с другом. Я бы выделил несколько ключевых факторов,  которые перевернули жизнь традиционных предприятий. Во-первых,  это интернет и все, что связано с ним. Во-вторых,  «мобилизация»: сейчас практически у каждого в руках есть устройство, которое позволяет в любой момент подсоединиться к интернету, передавать и получать данные, определять местоположение и многое другое. В-третьих,  обработка данных, начиная от простейшего анализа и до того, что сейчас называется биг дата (Big Data), когда есть масса источников для аналитики: структурированных, неструктурированных, тех, которыми владеет сама компания, и тех, которые предоставлены ее партнерами или поставщиками информации или находятся в открытом доступе. Четвертый момент — это появление площадок, где банки, розничные сети, страховщики и другие участники рынка предлагают покупателям свои услуги и товары и могут взаимодействовать  напрямую друг с другом. Сейчас эти маркетплейсы  активно развиваются и начинают зарабатывать больше, чем, к примеру, традиционные дистрибьюторские сети или интернет-магазины. Последний, очень важный, момент — быстрота, с которой все бросились участвовать в гонке инноваций. Если раньше можно было выпускать новую модель автомобиля раз в десять лет, потом раз в пять лет, то сейчас рынок готов поглощать новые модели каждые три года, и надо предлагать что-то радикально новое, причем даже в недорогих массовых машинах. Или, казалось бы, что можно придумать нового в таком простом предмете, как топор? Тем не менее, появился топор, который за счет инновационной задумки со смещенным центром тяжести с одного не самого сильного удара разрубает полено. А сколько еще идей замены топора на другие механические устройства! Все эти изменения приводят к тому, что если раньше в центре всего стояло производство, потом маркетинг, то сейчас —  клиент и его потребности. Причем количество возможных поставщиков по практически любому виду услуг для него  постоянно возрастает. Для того, чтобы оставаться рядом с клиентом, компаниям необходимо быть инновационными, иначе кто-то вас отодвинет и займет ваше место.

— Откуда эти инновации берутся? Кто сейчас является их поставщиком: сами компании, специальные центры, кто-то еще?

— Инновации, или точнее идеи, собираются из различных источников, но в первую очередь они  возникают внутри самих компаний. Это логично, поскольку кто лучше самой компании понимает ее бизнес? Второй возможный источник — стартапы, технологии которых принимаются на вооружение крупными игроками. Это было всегда, но сейчас тенденция приняла массовый характер. Третий вариант — обращение к консультантам. Как правило, по такому пути идут большие организации, для которых вопрос внедрения инноваций становится вопросом выживания. Все значимые консалтинговые компании создали внутри себя подразделения с Digital, Interactive и другими модными словами в названиях. Они понимают, что сейчас заказчикам нужны не только консультации по оптимизации бизнес-процессов и другим традиционным вопросам, но и помощь в цифровой трансформации бизнеса.

Эта задача требует определенной смеси бизнес-навыков, знания предметной области, отраслевой специфики и технологий, причем технологии могут играть ведущую роль. Наконец, еще одна возможность получить новые идеи – обратиться к компаниям,  которые выросли из традиционных разработчиков программного обеспечения, изначально занимались программированием, но постепенно превратились в поставщика комплекса услуг для цифрового бизнеса. EPAM как раз из этой когорты. 

— Как распределяются этапы внедрения инноваций по исполнителям — иными словами, кто создает идеи, кто их разрабатывает и кто внедряет в виде законченных решений?

— Хороший вопрос. Мы больше 20 лет  работаем с компаниями из самых разных отраслей и пришли к выводу, что самое главное — это выстроить создание и внедрение инноваций как процесс: эффективный, управляемый и нацеленный на получение конкретного результата. Придумать что-то достаточно легко, а вот довести этот замысел до реализации на практике или до момента, когда становится ясно, оправдает ли он себя или нет – гораздо тяжелее. Еще тяжелее сделать это быстро. К тому же даже лучшую идею можно убить некачественной реализацией или реализацией тогда, когда это уже никому не надо. Поэтому мы не так давно предложили своим клиентам услугу Innovation as a Service, или предоставление инноваций как сервис на постоянной основе. Она состоит из нескольких этапов – поиск идей, создание и проверка, внедрение и постоянное совершенствование. В каждый из них вовлекаются как подразделения EPAM, так и подразделения со стороны заказчика.

Для генерации идей используются самые разные подходы, например, совместные с клиентом мозговые штурмы, хакатоны, внутренние порталы инноваций, краудсорсинг. Они помогают найти что-то, что принесет дополнительную ценность для конечного потребителя, а им может быть клиент компании-заказчика, ее конкретные сотрудники или даже бизнес-подразделение. По нашему опыту могу сказать, что хороший результат приносит проведение стратегических Agile-сессий для бизнес-руководителей и ведущих экспертов компании. Agile-инициативы позволяют перейти к новому формату мышления, совместно составить список идей по улучшению отдельных процессов или направлений бизнеса, причем эти идеи подкрепляются конкретным перечнем действий по их реализации на практике. В целом идеи концентрируются вокруг трех вещей: что-то принципиально новое, что-то уже существующее, но что возможно использовать под другим углом, или улучшение того, что есть, но с использованием новых каналов и технологий.

Далее идеи прорабатываются с точки зрения бизнес-модели и запускается пилотный проект, когда создается прототип решения или минимально жизнеспособный продукт и поступает в эксплуатацию. Именно поэтому сейчас так популярна методология Agile (гибкая методология разработки – «Эксперт»), использование которой позволяет идею быстро воплотить до состояния, когда ее эффективность можно проверить на практике. 

Если идея сработала в «песочнице», то дальше решение масштабируется с учетом  инфраструктуры, технологий, человеческого фактора. Конечно, где-то во всем этом процессе могут возникнуть технологические  проблемы, внутренние противоречия в выстраиваемой системе или какие-то еще сложности. Для их разрешения мы в таких случаях часто используем ТРИЗ, или Теорию решения изобретательских задач.

Когда весь этот процесс — от появлении идеи до полномасштабного внедрения конкретного решения — «встает» на поток, то появляется возможность с определенной периодичностью   выдавать на постоянной основе что-то инновационное, работающее и приносящую дополнительную ценность бизнесу. Возможно, это будет новый продукт или услуга, какое-то улучшение или модернизация уже имеющегося предложения – не так важно, но это будет что-то, что конечный потребитель воспримет как нечто более новое, более удобное, более интересное. И за это он будет готов остаться лояльным к компании или даже платить за ее услуги или продукты чуть больше.

— Насколько оправдано в таких случаях привлечение исполнителей со стороны?

— Привлечение внешнего подрядчика позволяет увидеть проблемы и возможности, которые изнутри не видны. Также такие компании работают с разными бизнесами, чем шире круг заказчиков — тем больше возможностей с точки зрения «перекрестного опыления». В этом смысле EPAM находится в уникальной ситуации для российского рынка. Мы делаем проекты для самых разных отраслей: розничных и инвестиционных банков, страховых компаний, розничных сетей, медиа-бизнеса, индустрии путешествий, крупных технологических компаний (таких, как Google). При этом EPAM работает не только на российском рынке, но и в Северной Америке и Европе, а в последнее время и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это позволяет нам переносить идеи между разными сферами бизнеса и разными рынками. Например, то, что работает в Штатах, может не сработать в Европе, но найти применение в России. Другой недавний пример — мы предложили идею, как скрестить систему лояльности розничной сети и банка со страховой компанией (все они из одной группы), при этом использовать решение, которое поставляет поставщик процессинговых систем. Если компания работает только внутри одного рынка или ее отрасли, ее внутренним разработчикам не хватит кругозора для таких предложений.

Другим преимуществом я бы назвал опыт с точки зрения правильной организации процессов, которым владеют профессиональные ИТ-компании. Мы начинали с участия в разработке программных продуктов для глобальных вендоров, таких как SAP или Oracle, и до сих пор активно продолжаем это сотрудничество. Этот опыт как раз дает понимание, что надо сделать, чтобы процесс создания и внедрения инноваций работал как часы в промышленном масштабе. 

— Как вы видите будущее индустрии по разработке инноваций и свое место в нем?

— Сейчас все меняется очень быстро. Те же банки начинают заявлять, что они уже технологические компании с банковской лицензией.  Понять, как изменятся границы между индустриями, очень сложно, но одно ясно — все базируется на технологиях. Так что компании, которые умеют программировать и при этом способны выступать в роли бизнес-архитекторов, всегда будут востребованы. Наше будущее — закрывать всю необходимую цепочку компетенций, от помощи в цифровой трансформации до разработки программного обеспечения, и помогать создавать и внедрять инновации, которые позволят нашим клиентам не только выжить в цифровую эпоху, но и найти возможности для нового роста.