Россия направила иск в ВТО к Украине

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
22 мая 2017, 12:22

Zuma\TASS
Читайте Monocle.ru в

На прошлой неделе президент Украины Петр Порошенко подписал документ, расширяющий санкционный список в отношении российских компаний и бизнесменов. В частности, в него попали такие компании, как Казанский вертолетный завод (КВЗ), ПО «Завод имени Серго», «Ак Барс Аэро» и другие. Сегодня же появилась информация, что межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) Украины установила пошлину в размере 31,33% на ввозимые из России шоколад и другие продукты, содержащие какао.

В ответ Россия направила в ВТО комплексный иск к Украине в связи с вводимыми ограничениями и запретами в отношении РФ. Как заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, "российское представительство при ВТО в Женеве направило в орган по разрешению споров ВТО и правительству Украины запрос на проведение консультаций в связи с постоянно вводимыми, начиная с 2014 года, ограничениями, запретами, особыми требованиями и процедурами в отношении российских товаров, услуг и лиц на украинском рынке, а также в отношении транзита через Украину".

Как подчеркнул министр, передает агентство ТАСС, некоторые из этих мер не просто не защищают украинскую экономику, а, напротив, создают для нее дополнительные проблемы. Кроме того, по мнению главы Минэкономразвития, есть серьезные основания предполагать, что санкции в отношении России Украина предпринимает в нарушение ее обязательств в ВТО, включая дополнительные обязательства, принятые в ходе присоединения.

Односторонние антироссийские экономические санкции Украины в последние месяцы приобретают лавинообразный характер, констатирует ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Ограничения на ряд товаров, поставки услуг, деятельность банков и пр. Последние беспрецедентные примеры – запреты на территории страны на деятельность Сбербанка, IT-компаний (1С, Яндекс, Mail.ru, соцсети «Одноклассники» и «ВКонтакте»), Аэрофлота, группы ГАЗ, Ростех и др. Причём в большинстве случаев данные действия продиктованы не экономическими, а политическими причинами. 

Но Украина – член ВТО, и принимаемые ею меры не просто вредят отношениям и развитию двух стран, указывает аналитик. Предполагается, что они явно нарушают условия ВТО, базовые соглашения. Противоречат обязательствам Киева перед международной организацией, вводя непредусмотренные собственные санкции в торговле, производстве товаров и услуг. Такие иски внутри ВТО – обычный механизм урегулирования интересов. Россия не предъявляет материальных претензий. Но обращает внимание на необоснованность действий с позиций требований ВТО. 

Кроме того, многие меры Украины совершенно очевидно вредят её собственной экономике (что подтверждает их политическую подоплёку). И это подрывает платёжеспособность страны в условиях полной зависимости от иностранных заимствований, что немаловажно для внешних кредиторов. Наконец, нарушая требования ВТО, Киев понижает действенность этой организации, её авторитет. Исходя из всего перечисленного, перспективы иска вполне позитивны, полагает Марк Гойхман. На первом этапе при подаче иска и его принятии будут проходить двухмесячные консультации ВТО с Украиной для поиска выхода из ситуации. Если результата не будет, спор перейдёт в ведение третейской группы. В случае удовлетворения иска, ВТО имеющимися механизмами может воздействовать на страну для смягчения или ликвидации вводимых ограничений. 

То, что РФ подала иск в ВТО с жалобами на Киев, – вполне логичная ситуация, количество взаимных претензий со стороны двух стран за последние годы растет с опережающими темпами, считает и юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ващилко. В целом иск довольно перспективный, полагает она, во всяком случае до начала основных прений, так как Украина в своих санкциях нарушает так называемый принцип свободной торговли. В частности, это заключается в том, что Украина издала сразу несколько законов которые ограничивают свободную торговлю. При этом запрет на использование российских информационных поисковых систем и работу соцсетей фактически только добавляют еще больше перспектив на выигрыш иска, так как эти сервисы вовсе не имеют отношения ни к политике ни к российским властям, что должно вызвать большее расположение слушателей из ВТО.

Фактически такой запрет, констатирует эксперт, нарушают обязательства Украины перед самим ВТО и нормы международного права, которые она обязалась выполнять. Более того невозможность работы сервисов лишь ухудшит экономические показатели из без того стагнирующей экономики. Иными словами, есть определенная логика в иске, так как начиная с 2014 года Украина регулярно вводит определенные запреты на разного рода российскую продукцию, где основной эффект от этого скорее нанесение вреда собственной экономике, чем попытка отгородить внутреннего потребителя от некачественного товара, так как последнее не доказано или по крайней мере имеет не прочное обоснование.

Между тем важно понимать, предупреждает Екатерина Ващилко, что пока Россия только создала предпосылку к иску. На текущий момент подан запрет на проведение консультаций в течение двух месяцев органы ВТО должны будут проводить переговоры с украинской стороной и если уже потенциальный ответчик не предпримет никаких мер для пересмотра своих позиций – дело перейдет в стадию реального иска. Учитывая длительное противостояние двух сторон, в целом негативное отношение Украины к РФ, можно предполагать, что консультации вряд ли приведут к снятию ограничений поэтому скорее всего иску станет реальным, но сама процедура уже судебного спора может затянуться ни на один год.

С одной стороны, считает юрист, у РФ сейчас достаточно оснований для того чтобы убедить членов ВТО в том, что Украина создает препятствия для международной торговли и по логике вещей она должна быть наказана. Но в текущей политической ситуации и с наличием уже рассматриваемого в судах Европа иска Украины с требованием наказать РФ за присоединение Крыма, которое якобы и вызвало проблемы в украинской экономике, ситуация может повернуться не в сторону закона а в сторону предубеждений. Препятствием будет и то, что стороны не выполнили ряд минских соглашений.