Правительство не обещает существенного роста зарплат

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
22 мая 2017, 11:21
Алексей Белкин/ТАСС
Россия. Дубна. Научно-экспериментальный отдел сверхпроводящих магнитов и технологий на территории Объединенного института ядерных исследований.

Правительство и администрация президента на этой неделе приступят к сведению в единую конструкцию результатов работы Минэкономики и других ведомств Белого дома над планом действий до 2025 года, предложений Центра стратегических разработок (ЦСР) до 2024 года. В числе тем для обсуждения, пишет «КоммерсантЪ», ситуация на рынке труда. 

Как видно из известных на сегодняшний день предложений, власти намерены сбалансировать рост зарплат в России с производительностью труда, при этом предполагается, что количество работающих россиян будет увеличено (по всей видимости за счет увеличения пенсионного возраста). Тем не менее, в этой модели недооцениваются тенденции на самом рынке труда, в частности, растущий дефицит со стороны предложения. 

Цели по росту ВВП в прогнозе Минэкономики и в самом деле не слишком амбициозны: экономика РФ в целевом сценарии достигнет пика роста — 3,6% — в 2028 году, затем замедлив темпы до 3,1% в 2035 году. Расчеты Минэкономики вряд ли могут сильно воодушевить население — при кратном росте производительности труда в целевом варианте реальные зарплаты с 2017 по 2035 год должны вырасти на 56,5% при росте ВВП за этот же срок на 78,4%, а потребление домохозяйств как доля ВВП увеличится с нынешних чуть более 50% за 18 лет на три процентных пункта. 

Номинальная средняя зарплата в оптимистичном варианте в 2035 году составит 121 тыс. руб. при "вечной" четырехпроцентной инфляции (она сократит доходы к номинальным к 2035 году в 2,1 раза). В текущих мировых ценах это означает увеличение средней зарплаты нынешнего работающего поколения с 500 до 800 долларов в месяц и страховых пенсий с 200 до 350 долларов к 2035 году.

При это меры по развитию "человеческого капитала" предполагается реализовать через "приоритетный проект по повышению производительности труда" (в цифрах целевой сценарий предполагает рост производительности в 2017-2035 годах в 3,4 раза, консервативный при низких ценах на нефть — в 1,3 раза, базовый — в 1,7 раза), однако сопровождается \ сокращением доли образования и здравоохранения в ВВП.

К сожалению, прогноз Минэкономики и Центра стратегических исследований вряд ли можно назвать очень обнадеживающим практически по всем составляющим, комментирует генеральный директор CAF Group Наталья Ионова. Консервативный сценарий предполагает увеличение производительности только в 1,3 раза при низких уровнях стоимости нефти говорит о том, что зависимость российской экономики от сырьевой составляющей будет огромной вплоть до 2035 года. А данный факт крайне негативен, так как говорит о низкой эффективности государственного управления и низкой составляющей инновационных направлений развития российской экономики.   

Кроме того, продолжает эксперт, можно считать прискорбным и тот факт, что предлагаемый план действий фактически дает возможность снять ответственность с чиновников за какое-либо бездействие, так как скромные результаты, заложенные в целевые показатели плана, достижимы при текущих уровнях и темпах развития экономики без необходимости каких-либо серьезных усилий со стороны госаппарата. 

На данный момент уровень производительности труда в России почти в 2,5 раза ниже, чем экономически более развитых странах: США, Канады, Западной Европы, Японии и других. Получается, указывает Наталья Ионова, что предлагаемый план в консервативном сценарии не просто не конкурентен по сравнению с ведущими странами, а даже увеличит разрыв в показателях производительности, так как темпы роста производительности труда уже сегодня в перечисленных странах выше, чем заложено в нашем плане развития. 

Вместе с тем, уровень заработных плат в России стал сопоставим с заработными планами в Китае, что позволяет России наращивать экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью без существенного повышения производительности труда, а за счет дешевизны рабочей силы, отмечает, в свою очередь, директор Центра экономических исследований Университета "Синергия" Андрей Коптелов. Снижение курса рубля в 2015-2016 годах снизило заработную плату российских рабочих на 30-35% по сравнению с их китайскими коллегами, при этом заработные платы в Китае уже много лет показывают положительную динамику, например с 2005 по 2016 год наблюдалось повышение почасового дохода с 1,50 до 3,30 доллара, т.е. более чем в два раза. 

Именно с учетом, существенного различия заработных плат между Россией и другими развитыми странами, появилась тенденция перемещения российской высококвалифицированной рабочей силы за рубеж, ведь уже сейчас заработная плата ИТ-специалиста за рубежом вдвое или даже втрое выше, чем в России. Для того чтобы остановить этот негативный процесс при экономическом планировании необходимо закладывать более существенный рост заработных плат, чем предусмотренные кабмином 56,5% с 2017 по 2035 год.

Уже сейчас нужно ставить себе амбициозную цель серьёзного повышения среднего уровня заработных плат в России, полагает Андрей Коптелов. Это возможно через разработку новой экономической политики, уменьшающей долю государства в экономике, с одновременным созданием условий для развития частного предпринимательства, ведь только предприниматель заинтересован в повышении производительности труда своих сотрудников для максимизации своей прибыли, которая впоследствии и будет направлена на инновационное развитие бизнеса.

Чудес и каких-то существенных перемен, судя по работе правительства, действительно ждать не приходится, считает дидер движения "Новая Россия" Никита Исаев. Рост зарплат на 50% за 18 лет – это меньше 3% в год в среднем - темпы не обнадеживающие. Хорошо, что такой рост предполагается для реальных зарплат, которые учитывают инфляцию, а не для номинальных. Максимальные темпы роста экономики в 3,6%, достижимые только через 11 лет, тоже нельзя назвать прорывом. То есть правительство заранее планирует бездействие и многолетнее отставание от развитых и развивающихся стран. В таких условиях невозможно рассчитывать на создание большого количества высокопроизводительных рабочих мест. Впрочем, как и любых других.

Без динамичного развития экономики перед предпринимателями будет стоять вопрос: или повышать производительность, снижая число занятых на предприятии людей, или идти по китайскому пути, набирая большое количество неквалифицированных низкооплачиваемых сотрудников, считает Никита Исаев. Оба варианта противоречат планам правительства одновременно и повысить число занятых людей, и производительность. И повышение пенсионного возраста здесь ни при чём – «старение» занятых людей приведёт только к росту безработицы среди молодёжи. Для того чтобы предприятия могли нанимать молодых специалистов, не избавляясь от прежних сотрудников, нужны куда более радикальные меры (например, по образцу азиатских стран, совершивших громадный скачок в последние десятилетия), вместо запланированного поражения. 

Сейчас вообще не стоит делать скоропалительных выводов, предупреждает ведущий аналитик "Аналитик-Сервис"Антон Быков. В 2018 году в России пройдут президентские выборы и действующая власть безусловно ориентируется сейчас именно на это событие. Экономическая программа, с которой Владимир Путин пойдет на эти выборы может серьезно отличаться от того что предлагает сегодня правительство и в этом нет ничего удивительного. 

Если сейчас раскрыть подробности будущей программы, то у конкурентов за год будет много возможностей ее раскритиковать, девальвировать, использовать в своих интересах, уверен аналитик. А то, что делается сейчас, основано исключительно на том экономическом курсе России, который есть, и в его рамках о принципиальных изменениях и качественных скачках речи не идет и быть не может. Как совсем недавно в Китае и заявил президент России, сказав, что старые экономические модели себя изжили, а значит и ждать от них нам ничего и не стоит.

Так что, заключает Антон Быков, принципиальным является не то, что сейчас заявляет экономический блок правительства России, а та программа, с которой пойдет Владимир Путин на президентские выборы в 2018 году, и кого он возьмет в новое правительство для ее реализации. Именнотогда и станет понятно, что ждет нашу страну в следующее десятилетия.