Лидеры западного мира в последние дни развили бурную активность. В четверг они собрались в Брюсселе на саммите НАТО, а уже в пятницу отправились на Сицилию, где состоится еще один саммит, на этот раз семи наиболее развитых стран планеты – G7. Известно, что будут обсуждать президенты и премьеры семерки и известны также в целом их позиции по обсуждаемым вопросам.
Теракт в Манчестере поставил на первое место вопросы безопасности. Лейтмотивом саммита G7 также, впрочем, как и, наверное, всех таких встреч в последние годы будет борьба с международным терроризмом. Однако, кроме этого, участники обсудят и вопросы торговых отношений, миграционной политики, изменений климата и, конечно же, отношений с Россией, без которой сейчас не проходит ни одно собрание мировых лидеров.
Саммит на Сицилии станет первым для президента США Дональда Трампа. Известно также, что отношение нынешнего хозяина Белого дома по многим важным вопросам сильно отличается от позиции его предшественника и лидеров других членов G7. Так, по вопросам торговли, которая будет занимать важное место в работе саммита, Трамп в отличие от всех остальных показал себя ярым противником многосторонних соглашений и глобализации. Он - сторонник протекционистских мер. Свой решительный настрой в торговле американский лидер уже успел продемонстрировать накануне в Брюсселе, где он во время первой встречи с Юнкером и Туском обозвал немецких автопроизводителей «очень плохими» и пригрозил закрыть американский рынок для машин из Германии.
Дональд Трамп отказался участвовать в Транстихоокеанском партнерстве (ТРР), чем фактически похоронил это важнейшее торговое соглашение. Сейчас, не исключено, такая же судьба ждет соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA). Естественно, очень сомнительные перспективы при Трампе и у соглашения о свободной торговле между США и Европой.
Так что по вопросу торговли взгляды американского президента коренным образом расходятся со взглядами остальных участников G7. Такая же картина и по второму вопросу повестки дня саммита: изменениям климата. Президент США никогда не скрывал своего скептицизма к глобальному потеплению, которое он считает обманом. Он неоднократно говорил о том, что хочет выйти из Парижского соглашения по климату, подписанного Бараком Обамой. Окончательное решение Трамп примет в первой половине июня. Позиции остальных участников саммита на Сицилии диаметрально противоположны. Они и в первую очередь Ангела Меркель, которая в девяностые годы прошлого века возглавляла федеральное министерство защиты окружающей среды, попытаются уговорить Дональда Трампа изменить точку зрения по вопросу климата, но шансы невелики.
На Сицилии будут обсуждаться и вопросы миграции. Здесь говорить о полном расхождении взглядов не приходится, потому что, например, Япония до сих пор считается одной из наиболее закрытых стран планеты. Токио совсем недавно был вынужден в связи с резким старением населения и серьезными демографическими проблемами начать принимать мигрантов. Однако пока это происходит на чисто символическом уровне. Достаточно сказать, что в 2015 году Япония приняла… 27 мигрантов, т.е. в 30 тысяч меньше, чем Германия.
Впрочем, Дональд Трамп отличился радикальным подходом и к этому вопросу. Его указ о запрете на въезд в Америку граждан шести в основном мусульманских стран застрял в судах. Но еще больше «известен» президент США намерением отгородиться Великой американской стеной от Мексики, от которого он несмотря на сопротивление многочисленных противников отказываться не намерен.
Несмотря на радикальное отношение к мигрантам позиция Трампа в целом совпадает с позицией не только Синдзо Абэ, но и, к примеру, Терезы Мей. Вопрос миграционной политики будет одним из самых сложных на начинающихся через три недели переговорах по брекситу.
Мигранты – больная тема и для Италии, которую представляет премьер-министр Паоло Джентилони. Из 53 тыс. мигрантов, проникших в Европу морем в этом году, 85% приходятся на Италию, куда они попадают, кстати, через Сицилию.
Сторонники политики открытых дверей будут на саммите в меньшинстве. Если же учесть, что Эмманюель Макрон и премьер-министр Канады Джастин Трюдо, хотя и готовы принимать мигрантов, но с большими оговорками, то Ангела Меркель остается в гордом одиночестве. Она, хотя и значительно ужесточила за последние полтора года законы и правила приема мигрантов, но по-прежнему продолжает защищать свою политику открытых дверей.
Серьезные противоречия между участниками саммита и по вопросу отношений с Россией. В Белом доме подчеркивают, что пока еще не выработали позицию по отношению к введению новых антироссийских санкций, но в любом случае Конгресс США настроен решительно против Москвы. После утверждения новых санкций против Ирана в Комитете Сената по международным отношениям заявили, что следующей в очереди за санкциями будет Россия.
Паоло Джентилони призывает к диалогу по санкциям против России, потому что Москва и сейчас остается важным торговым партнером Италии. Глава МИД Италии Анджелино Альфано призывает к отмене санкций против Москвы. Недавно он заявил, что за антироссийские санкции сполна заплатила Европа, а США из них извлекли выгоду. Рим также выступает за восстановление G8, т.е. возврат России в клуб наиболее развитых держав планеты.
В сложном положении находится Синдзо Абэ. С одной стороны, Токио в украинском конфликте на стороне Запада, с другой, у него неплохие, почти дружеские отношения с Владимиром Путиным. К тому же, у Японии до сих пор не решенный территориальный вопрос с Россией. Поэтому занимать открыто антироссийскую позицию Токио невыгодно.
Французский президент во время президентской кампании неоднократно обвинял российских хакеров во взломах своего сайта, а российскую прессу в распространении фейковых новостей о нем. Особых симпатий к России он, конечно, не питает. Но у французского бизнеса очень крепкие связи с Россией, и эти связи сохранились несмотря на нынешние антироссийские санкции. К тому же, после саммита Макрон будет принимать российского президента в Париже. Занимать откровенно конфронтационную политику по отношению к России ему, по крайней мере сейчас, тоже невыгодно.
Джастин Трюдо – такой же ярый противник России, как Тереза Мей. Канадский премьер имеет украинские корни и занимает по вопросу отношений с Россией и антироссийских санкций жесткую позицию. Не удивительно, что ему запрещен въезд на территорию РФ. Недавно, к слову, Оттава официально заявила о поддержке закона Магнитского.
В Европе главным противником Путина продолжает оставаться Ангела Меркель. Она поддерживает сохранение санкций против Москвы и вполне успешно продолжает отбивать попытки немецкого бизнеса и социал-демократов, партнеров по правящей коалиции, смягчить политику по отношению к России.
Такими же холодными остаются отношения с президентом России и у британского премьера. В апреле глава Форин офиса Борис Джонсон пошел на очевидное нарушение дипломатического этикета и отменил визит в Москву в знак протеста против якобы имевшего место применения химического оружия Дамаском, которого поддерживает Москва. Великобритания продолжает настаивать на сохранении антироссийских санкций из-за событий на Украине и в Сирии.