Самозанятые граждане получат статус

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
30 мая 2017, 12:13

ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин
Читайте Monocle.ru в

По поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова Минюст разработал поправки в закон о занятости при участии Минэкономразвития, Минтруда и Минфина. Уведомление о разработке поправок озвучено для общественного обсуждения, хотя сам текст еще не опубликован, сообщает «Российская газета». Предполагается что закон закрепит критерии понятия "самозанятые граждане", разграничивающие его от индивидуальных предпринимателей и лиц, осуществляющих деятельность на основании трудового договора и гражданско-правовых договоров. 

Документ предлагает внести изменения в ст. 2 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Законопроект устанавливает следующие критерии самозанятых граждан: «Физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли; не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя; не имеющее наемных работников». Критерии определения понятия "самозанятые граждане" должны быть определены в целях обеспечения защиты их прав, установления упрощенного порядка их деятельности, предоставления льгот, отмечают разработчики. 

Самозанятыми являются экономически активные граждане, осуществляющих на свой риск предпринимательскую деятельность без регистрации какого бы то ни было статуса и привлечения наемных работников (например, репетиторы, няни). Они не платят налогов и страховых взносов и никак не отслеживаются государством в качестве участников трудового сектора.

Как напоминает генеральный директор CAF Group Наталья Ионова, ранее инициатива о легализации «самозанятого» населения и включения этой группы в систему налогов и сборов России не принесла должного эффекта. Всего лишь 40 обратившихся человек за несколько месяцев - это результат, который дало отсутствие профильного закона. 

И сейчас правительство начало работу в правильном порядке: с подготовки проекта законодательных изменений, который в итоге ляжет в основу анонсированной реформы.  

В анонсе законопроекта Минюст предлагает и критерии, которые будут положены в основу разграничения указанных групп граждан и выделения новой группы «самозанятых». Так, чтобы попасть в категорию «самозанятых» гражданин должен обладать следующими правовыми признаками: на свой риск самостоятельно осуществлять основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для других физических лиц; указанная деятельность должна быть ориентирована на систематическое извлечение прибыли;  гражданин при этом не должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Также гражданин не должен иметь наемных работников. 

В целом, констатирует Наталья Ионова, закон «О занятости населения в Российской Федерации», несмотря на дату его принятия, остается актуальным, в нем нет откровенно устаревших понятий. Внесение изменений в ст. 2 указанного закона, где будет проведена конкретизация правового статуса «самозанятого» населения, позволит защитить права этой группы граждан и выделить их в отдельную категорию, а также распространить на них права и гарантии, которые регламентируются отечественным законодательством.

При разработке указанного законопроекта необходимо руководствоваться духом закона о занятости населения: ни одна из выделенных групп граждан не должна быть дискриминируема или, наоборот, иметь какие-либо преимущества перед другой. 

И все же до тех пор пока законопроект не опубликован, сказать наверняка, что нового он в себе несет сложно, отмечает управляющий партнёр юридической компании ЮрПартнерЪ» Антон Толмачев, можно лишь сделать предположения на основании того, какие интересы преследует государство.  Во-первых, объясняет он, главной законодательной новеллой стоит считать все же тот факт, что сам термин «самозанятые», который сейчас крайне активно используется при ведении общественных дискуссий на разных уровнях, наконец-то получит законодательное закрепление критериев, по которым к этой категории можно будет отнести конкретных участников экономической деятельности. 

На сегодняшний день этот термин практически не формализован, то есть, с точки зрения закона, самозанятых граждан в нашей стране минимум (няни, сиделки, репетиторы, уборщики), а есть еще более 20 млн человек, получающих доход от своей деятельности без трудового договора, образования юрлица или даже регистрации ИП. Нельзя сказать, продолжает юрист, что эта категория занятого населения появилась в России внезапно. Это не так - это достаточно широкий пласт, который существовал и в СССР и даже в Российской империи, со временем менялся лишь состав этой группы: на смену сапожникам приходили программисты, а коробейников сменили копирайтеры, но «проблема» существовала всегда. 

Решать ее впервые решили в 2015 году, когда Дмитрий Медведев заявил о необходимости проработки механизмов налогообложения и введения патентов для самозанятых граждан. Мотивы правительства понять вполне можно: получение сверхдоходов от экспорта нефти стало невозможным, а для обеспечения поступлений в бюджет потребовались дополнительные источники. Открытым оставался лишь вопрос относительно того, каким образом заставить десятки миллионов экономически-активных граждан платить государству долю своего дохода.

Предложения были самые разные, от нашумевшего «налога на тунеядство» и до лишения самозанятых полисов ОМС. Возможно, поняв, что такие меры приведут к снижению электоральной поддержки в 2018 году, законодатель, очевидно, решил отложить кнут и попробовать предложить самозанятым пряник в виде налоговых каникул, налоговых же послаблений и упрощенной регистрации и получения патентов.  Впрочем, рассчитывать на то, что самозанятые граждане обрадуются таким послаблениям и побегут регистрироваться, не стоит. 

По сути, для этой категории граждан ничего хорошего закон не несет, он отвечает лишь интересам государства, которое таким образом планирует получить дополнительный источник пополнения бюджетов всех уровней, но никак не самих самозанятых, которым сейчас в качестве преимущества выхода из тени государство обещает разве что очистку совести. Обеспечить эффективность работы закона можно только при условии введения административной или даже уголовной отвественности за нарушение законодательства, но это очень скользкий путь, поскольку по сути приведет он лишь к еще большему ходу в тень пятой части населения страны, уже не говоря о пресловутом уровне электоральной поддержки. 

Каким образом государство будет наказывать самозанятых, считающих очистку совести недостаточно весомым аргументом для выхода из тени и их нанимателей, физических и юридических лиц, готовых мириться с риском получения штрафов за наем самозанятых, не  имеющих патента, пока непонятно, но, очевидно, что такие меры для обеспечения эффективности работы закона будут необходимы.

Еще одним нерешенным вопросом на сегодняшний день остается закрепление на законодательном уровне критериев, по которым гражданина можно отнести к категории самозанятых. На сегодняшний день таких критериев нет, этот пробел должен восполнить закон. Не исключено, говорит Антон Толмачев, что одним из критериев станет род деятельности, осуществляемой гражданином. Например, на сегодняшний день, в связи с внесением правок в НК, официально самозанятыми официально признаются лица, осуществляющие уход за детьми, пожилыми и больными, репетиторы и граждане, осуществляющие уборку жилых помещений, всем им государство предложило получить патент для осуществления своей деятельности. 

Скорее всего, полагает юрист, данный перечень, будет существенно расширен, но каким образом сказать сложно - будет ли это формализованный список профессий, либо же критерии, по которым можно будет определить необходимость регистрации и получения патента. Но по какому бы пути ни пошел законодатель, вероятнее всего, никаких восторгов в обществе данное нововведение не вызовет, а потому, заключает Антон Толмачев, окончательное принятие закона отложат как минимум до завершения выборов 2018 года.