Электронные платежи уже являются неотъемлемой частью нашей жизни. Мировой оборот в области онлайн-покупок растет двузначными темпами (+23,3% в 2014 г., +19,9% в 2015 г., +17,5% в 2016 г. (оценка)). Лидирует по объемам b2c ecommerce страны АТР ($1 трлн в 2015 г.), Северная Америка ($644 млрд), Европа ($505 млрд), далее идет Латинская Америка ($33 млрд). Уже более 7% покупок населения совершается онлайн. Такие серьезные обороты имеют место благодаря развитию разнообразных платежных сервисов, которые позволяют совершать покупки в любом месте, где есть Интернет. При этом, платежные системы осуществляют все большую и большую степень защиты вложений населения, что делает онлайн-шоппинг во многих странах более удобными и интересными.
Глобальные расчеты
Мировыми лидерами в области электронных расчетов являются китайские платежные системы. А из них крупнейшим является приходящий на российский рынок AliPay (450 млн пользователей). Следом идут американские сервисы, наиболее известной из которых является PayPal (198 млн пользователей по всему миру).
Первенство Китая не удивительно, учитывая, что он уже давно стал лидером в области электронных продаж: по данным за 2015 г., оборот e-commerce в Поднебесной достиг $767 млрд. На втором месте в списке рекордсменов США ($595 млрд), далее идут Великобритания ($174 млрд), Япония ($114 млрд), Франция ($72 млрд), Германия ($66 млрд), Южная Корея ($65 млрд) и Канада ($36 млрд). На 9 месте Индия ($26 млрд), а десятую строчку занимает Россия ($23 млрд).
Соответственно, лидер рынка - Alipay - позволяет физическим лицам и компаниям совершать сделки друг с другом в электронном формате. По своей сути, AliPay представляет собой банк, который, по поручению клиентов, производит операции в пользу контрагентов. Особенностью системы является то, что платежная система осуществляет гарантии по возврату средств в случае ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязательств (в случае с Aliexpress). Кроме этого 62% мобильных платежей в материковом Китае совершается через эту платежную систему. Система развивается и сейчас Alipay позволяет рассчитываться прямо в магазинах, используя QR код и планирует расширить присутствие по миру, чтобы позволить китайским туристам совершать покупки в любой точке мира.
Еще одной из наиболее известных и широко используемых платежных систем является PayPal, которая была основана в США в 1998 г. и распространена в более чем 202 странах. В зависимости от локального законодательства, расчеты могут осуществляться в формате b2b, b2c, c2c или р2р. Механизм регистрации предельно простой, физическое лицо может практически мгновенно привязать свою карту к счету, а вот юридическим лицам придется потратить до 10 рабочих дней на верификацию данных о компании, ее генеральном директоре, а также на привязку аккаунта к банковскому счету.
Наши и другие
Кроме упомянутых, существует большое количество как локальных, так и международных электронных платежных систем. В частности, Android Pay, Apple Pay, Google Wallet и многие другие. На российском рынке наиболее популярны платежные системы «Яндекс. Деньги», Webmoney, QIWI и PayPal.
«Яндекс.Деньги» является одним из самых удобных кошельков, которым могут пользоваться физические лица в России, где используются более 30 млн кошельков. Открыть счет можно в рублях, а расплачиваться - как напрямую со своего счета, так и привязав к аккаунту банковскую карту. Преимуществами сервиса является возможность совершать операции без идентификации, а также практически полное отсутствие комиссий для пользователей при оплате товаров и услуг. Из недостатков можно назвать высокую комиссию при выводе средств со счета (3%), а также комиссия в размере 0,5% при переводе средств между счетами внутри платежной системы.
Еще один популярный в России кошелек – это продукт компании Qiwi, которая появилась еще в 2008 году и насчитывает более 16,7 млн пользователей. У нее есть большие преимущества над другими российскими электронными платежными системами. Например, у сервиса есть большая сеть терминалов в самых проходимых местах (более 163 тысяч), кроме этого, сервис известен за рубежом и представлен уже в 8 странах. Qiwi позволяет совершать транзакции по оплате широкого перечня услуг, что очень удобно для клиентов.
Популярная электронная платежная система, которую невозможно обойти вниманием – это WebMoney Transfer, которая была основана в 1998 году и объединяет более 32 млн клиентов по всему миру. К системе можно подключить не только банковские карты, но также и кошельки других платежных систем Яндекс.Деньги, Qiwi и EasyPay. Преимуществам WebMoney Transfer также является возможность совершать платежи в долларах, евро и в других валютах.
У каждой платежной системы есть преимущества и в зависимости от целей каждый выбирает наиболее интересную. Поэтому, когда для интернет-магазинов стоит выбор вендора по оплате онлайн, то выбор, чаще всего падает на банковские карты и самые популярные электронные платежные системы. Между тем, не обязательно выбирать только некоторые из них: выбрав платежный шлюз или платежный агрегатор, можно через единовременное подключение обеспечить своим клиентам множественный выбор оплаты.
Агрегируй это
Отличие платежного агрегатора от платежного шлюза заключается в том, что первый аккумулирует средства на своем счете, а второй – непосредственно на счете интернет-магазина. Платежные агрегаторы отличаются более высокими процентами для интернет-магазинов в сравнении с платежными шлюзами, но при этом имеют расширенный выбор способов оплаты: это и банковские карты, и электронные деньги, и мобильные платежи, и онлайн-банки и даже наличные. Наиболее популярные среди них: Яндекс.Касса, Robokassa, RBK Money, «Деньги Online» и другие.
Стоит остановится на работе платежных шлюзов, так как именно они предлагают наиболее выгодные тарифы для интернет-магазинов. Первое место в рейтинге платежных шлюзов (по версии Тэглайн) занимает мультибанковская система платежей Assist, которая развивалась вместе с рынком с 1998 году. Шлюз принимает платежи по картам крупнейших платежных систем, таких, как VISA, MasterCard, JCB и DCI. Кроме этого, Assist работает с наиболее популярными электронными платежными системами, такими, как WebMoney, Яндекс.Деньги и QIWI. Стоимость подключения составляет около 3 тысяч рублей, а комиссии, которые взимаются с интернет магазинов варьируются от 0,2% (для банковских карт) до 4-8% для электронных платежных систем. Преимуществами является сам бренд компании, который уже давно на рынке и гарантирует стабильность работы при высокой нагрузке, а также более низкие, чем у конкурентов, комиссии.
Еще один заметный игрок на рынке – компания PayOnline, которая отличается дифференцированным подходам к тарифам. Оплата услуг осуществляется в зависимости от оборота компании и составляет от 2,9% и ниже для расчетов по картам. Для электронных кошельков комиссии значительно выше: для WebMoney тариф составляет 4%, для Яндекс.Деньги – 5-8%, а по транзакциям QIWI взимается 4-7%. В целом, достаточно удобная тарификация в зависимости от оборота, но все-таки, комиссии выше, чем в Assist. Кроме этого, для небольших интернет-магазинов предусмотрена абонентская плата за пользование сервисом платежных карт.
Еще один интересный платежный шлюз, это продукты компании Uniteller. Его преимуществами является широкий диапазон платежных систем, а также электронных кошельков, которые включены в систему (WebMoney, Яндекс.Деньги, Qiwi-кошелек, PayPal и др.), возможности оплаты через мобильных операторов, через топливные карты и другие способы. В целом, решение достаточно интересно и сравнимо по широте платежных способов с платежным агрегатором. Следует только справиться в службе поддержки, какие тарифы будут действовать для конкретного магазина.
В целом, в России достаточно широкий выбор платежных решений для интернет-магазинов. Каждое решение нужно оценивать не только по размеру тарифов, но также по сервисному обслуживанию и реальным отзывам клиентов. В нашей стране достаточно большой выбор платежных возможностей, среди которых платежные шлюзы выделяются понятной тарифной системой, широким перечнем способов оплаты, а также имеют сильную сервисную составляющую и высокую безопасность платежей. Что касается AliPay, то приход игрока такого уровня, конечно, заметное событие, но ему вряд ли предстоит сколько-нибудь существенно потеснить действующие системы, будучи ориентированным, преимущественно, на китайскую клиентуру.