Осенью министерство финансов Украины попробует вернуться на международные рынки заимствований. Как передает RNS, стране надо вернуть кредиторам 14 млрд долларов к 2019 году. И искать деньги она начнет с тестовой продажи 1 млрд долларов евроолигаций. Но найти покупателей на рисковые ценные бумаги она сможет только за счет высоких процентов, что в дальнейшем ударит по бюджету страны.
«Ключ к выплате — это выход на рынок в благоприятных условиях. Мы планируем выйти на рынок уже этой осенью. Очевидно, что получить благоприятные условия можно лишь в том случае, если ты показываешь прогресс в осуществлении реформ, прогресс в программе сотрудничества с МВФ. Мы должны сфокусироваться на том, что мы можем сделать внутри страны», — заявил министр финансов Украины Александр Данилюк.
Впрочем, Украина также попытается получить деньги от Международного валютного фонда, хотя чтобы получить эти деньги, правительству необходимо провести пенсионную реформу и разработать законы для открытия рынка земли. «Необходимо выполнить эти требования. Пенсионная реформа необходима, по сельхозземлям, необходимо передать неэффективные госпредприятия в частное управление. Это надо выполнить, чтобы получить следующий транш», — сообщил Данилюк.
Решение Украины о выходе на внешние рынки с бумагами для финансирования госдолга вполне закономерный сценарий, указывает Роман Паршин, генеральный директор ИК «Форум». По его словам, Украина почти исчерпала свои возможности по привлечению траншей финпомощи фондов и со следующего года она должна не только брать но и начинать отдавать долги, только в пользу МВФ она должна вернуть 4 млрд долл. Разумеется, эти деньги она должна где-то найти и выход на внешние рынки – один из верных путей. С другой стороны для того чтобы привлекать, необходимо демонстрировать системный рост экономики, бороться с инфляцией и, что самое сложное в современной истории Украины, - реализовывать в жизнь требования кредиторов по непопулярным реформам – в этом году это повышение пенсионного возраста и реформа по сельскохозяйственным землям.
Один из серьезных минусов в плане внимания инвесторов – высокие риски выставляемых Украиной предложений. Страна, объясняет эксперт, продолжает находится в ситуации политической нестабильности, общественность фактически расколота, поскольку несмотря на все попытки демонстрировать единение, почти половина общества не одобряет ни проводимые реформы, ни разрыв экономических и политических взаимоотношений с Россией. В подтверждении реальные цифры о состоянии экономики – с 2014 года национальная валюта серьезно девальвировала, если раньше за доллар отдавали 8 гривен то сейчас 26, стоимость коммунальных услуг выросла в три раза, только за воду жители отдельных областей платят уже на 28% больше, продукты питания подорожали на 30%, а о росте зарплат бюджетники и средний класс уже давно не слышали.
Прибавим сюда регулярное внедрение реформ, требуемых МВФ и получим к 2019 году волну объективно недовольной общественности перед которой стоит задача переизбрать Порошенко на второй срок. Во всяком случае Украинским властям необходимо показать лояльность общества к власти, чтобы доказать правильность реализуемой политики и получать новые транши.
Теперь вернемся к вопросу долга, говорит Роман Паршин. За несколько лет Украина планирует вернуть 14 млрд долл внешним кредиторам, причем это должно произойти до президентских выборов. При этом большая часть – 11 млрд долл должна быть выплачена из бюджета, который в свою очередь пополняется за счет траншей извне. Чтобы начать привлекать средства украинское правительство хочет начать с малого и выпустить еврооблигаций на 1 млрд долл, которые должны спровоцировать, судя по всему фантастический интерес с высокорисковым бумагам и привлечь 14 млрд долл за два с половиной года, на мой взгляд, это крайне самонадеянно, так как инвесторы сейчас не любят рисковать. Скорее всего, Украина в лучшем случае сможет привлечь до 30% от заявленных прогнозов и ее долговая нагрузка будет продолжать расти.
Напомним, что по данным Минфина госдолг составляет более 50% ВВП – 67% по валютным займам, за 4 месяца текущего года долговые обязательства уже выросли на 3,5 млрд долл. Т.е это опережающий рост и даже если заимствовать активно, при таком состоянии экономики, долги будут все равно опережать интенсивность их погашения. И очевидный выход здесь как ни банально – пресловутое рефинансирование, т.е за счет нового долга погашать старые. Это как будто бы и соблюдение требований кредиторов и демонстрирование своей полной покорности ситуации полной зависимости от воли ЕС. Увы, здесь ничего нового не произойдет.
Ситуация с растущим снижением транзита по украинской ГТС только усугубит проблемы, уверен Паршин. Поскольку скоро Украина лишится серьезного донора в лице Газпрома – сохранение транзита до 15 млрд кубов фактически удушит эту линию стабильных доходов. Что же касается требований РФ к Украине о погашении облигационного займа на 3 млрд долл, то конечно же, Украина будет откладывать этот вопрос на столько, на сколько это возможно, поможет им в этом возможность подача апелляции по оспариванию решения высокого суда Лондона, который принял сторону российской стороны. Между тем если все же спор дойдет до финала и Россия окажется правой, сумма процентов к долгу и требования по обязательствам еще больше усугубит положение Украины.
Положение экономики Украины тяжелое, и связано это, собственно, даже не с абсолютным размером долга страны — по отношению к ВВП он занимает всего до 70%, а в мире живут и развиваются страны с гораздо большим уровнем долга, 100-120% к ВВП, и они стабильны в своем развитии, добавляет генеральный директор МФК «Мани Фанни» Александр Шустов. В стране низкая производительность труда, низкий уровень производимого прибавочного продукта, и приходится продавать сырье (тот же лес-кругляк), чтобы финансировать текущие расходы.
Требования, которые предъявляет властям Украины МВФ, провести конкретный ряд реформ, например, пенсионную реформу, реформу рынка земли — это, в целом, разумный путь модернизации экономики, который, при должном уровне сплоченности населения и властей мог бы привести к экономическому росту любую небольшую европейскую или азиатскую страну, окажись она на месте Украины. Но отсутствие некого единого общественного договора привело к тому, что реформы не являются целью преобразований, целью является получение очередного транша от МВФ, реформы превращаются в товар (кстати, некачественный, они плохо работают), а транш — в цену этого товара. И цикличность поступления траншей порождает зависимость, как любая безвозмездная помощь (уверен, МВФ хорошо понимает, что вернуть эти кредиты в срок ему не удастся, он на это и не рассчитывает).
Переходя к размещению еврооблигаций, отмечает Шустов, можно подытожить: это точно такое же заимствование, как и прежде у МВФ, России, других стран, только упакованное в формат ценной бумаги с большой доходностью. Поскольку ценная бумага — это немного обезличенный инструмент, для кого-то из мировых инвесторов она может показаться интересной, особенно с доходностью 10% годовых, у многих будет мысль: «а почему бы не рискнуть?».
Риски они при этом будут представлять слабо, ведь кто хочет оценивать вероятность дефолта, котора составляет не менее 40-50% в настоящий момент? А доходности, уверен аналитик, будут привлекать. То есть это поиск таких инвесторов, или фондов, которые готовы рисковать, потому что соседние страны уже не готовы рисковать, предоставляя займы Украине. Этот план может сработать, и на мировых рынках, наверное, найдется 1-2 млрд долларов, которые будут обменяны на эти еврооблигации. Тем более что сейчас на финансовых рынках есть несколько пузырей, таких как криптовалюты, например, и спекулятивного капитала много, он ищет, куда переложиться.