Глобализация бизнеса формирует запрос от компаний на топ-менеджеров, которые могут успешно работать на международном рынке. Каковы перспективы интернационализации образования у бизнес-школ России и стран СНГ? Какие инструменты позволят учреждениям достойно конкурировать с международными игроками и привлечь студентов именно в свое учреждение?
На круглом столе «Бизнес-школы России и стран СНГ: условия и стратегии успешного выхода на глобальный рынок» собрались представители бизнес-школ, претендующих на мировой уровень образовательных программ. Как определяют сами школы свою нишевую направленность и что могут предложить студентам, заинтересованным в интернациональном образовании?
Елена Николаевна Лобанова, Декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС:
- Мы изначально выбрали стратегию развития научно-исследовательского потенциала школы. Наша концепция - профессиональная подготовка руководителей с углубленным изучением финансов. Конкурировать на глобальном рынке с зарубежными школами по масштабам мы не можем, поэтому делаем акцент на ведении совместных научных исследовательских проектов мирового уровня совместно с западными участниками рынка. Это дает нам гарантии превосходства и качества.
Сейчас в этой области действуют 4 проекта - с Harvard Business School, школами и университетами Испании, Великобритании и Бельгии.
Действуют и другие программы обмена в части стажировок и практик, международной профессиональной сертификации знаний и навыков в разных областях управленческой и финансовой деятельности.
Наши преподаватели, довольно часто попадают в первую десятку наиболее цитируемых авторов научных статей Европы и мира. Однако мы чувствуем тенденцию к политизации: достаточно сложно стало публиковаться в журналах, индексируемых в системе Scopus. Часто журналы требуют критический анализ событий, происходящих у нас в стране. Мы стали искать возможность публиковать научные статьи в соавторстве с крупнейшими зарубежными учеными, однако тексты могут лежать по полгода на рецензии у авторов, которые, к примеру, являются противниками нашей концепции. Примером может служить дискуссия вокруг EVA. Хочу при этом отметить, что американские журналы более открыты к публикации наших статей.
Увлеченность исследовательской работой привела к тому, что наши преподаватели действительно не уступают зарубежным коллегам, и, отправляя студентов за рубеж мы вынуждены очень придирчиво относиться к тому, кто будет читать лекции «на той стороне».
Печерица Наталья Гавриловна, директор Центра стран Азии и Тихоокеанского региона Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС (Институт):
- МИРБИС развивает как двусторонние, так и многосторонние партнерства с ведущими зарубежными бизнес-школами. В части двусторонних соглашений МИРБИС предлагает выпускникам программ МВА двойной диплом (степень МВА) одного из трех ВУЗов –Webster University (USA), Haaga Helia (Finland) и Cyprus Institute of Management (Cyprus). По программам студенческого обмена есть возможность учиться в зарубежных ВУЗах выпускникам бакалавриата и магистратуры.
Все большую популярность получают консорциумы в области международной академической мобильности. Институт МИРБИС участвует в программах международного консорциума ЕМВА, участники которого (11 университетов из 9 стран – США, Бразилия, Италия, Великобритания, Турция, Россия, Китай, ЮАР и Индия) одновременно в течение одной недели имеют возможность пройти обучение во всех университетах. Каждый Университет проводит именно ту программу, которая является наиболее сильной в данном ВУЗе.
Также мы ведем обмен студентами в рамках организации NIBES, которая представляет собой глобальную сеть из 20 бизнес школ в 19 странах.
Студенческий обмен повышает качество обучения, знакомит студентов и преподавателей с новыми формами и технологиями образования, расширяет общеобразовательный кругозор.
Бизнес-школы выбирают различные стратегии. Кто-то делает акцент на уникальный контент и собственные исследования, кто-то фокусируется на развитии международных партнерств и получении престижных аккредитаций.
Базовым критериям «глобальной видимости», по версии АЦ «Эксперт», соответствуют 30 бизнес-школ России и стран СНГ, при этом выделяются заметные на глобальном уровне бизнес-школы, активно продвигающиеся на глобальном рынке бизнес-школы и глобальные бизнес-школы.
Контекст и методология исследования, подробные его итоги, мнения ключевых участников рынка будут представлены в публикации в журнале «Эксперт» и на сайте www.acexpert.ru 10 июля 2017 года.
Будущие потребители, ориентированные на международную составляющую менеджериального образования, смогут сориентироваться в предложениях бизнес-школ, опираясь на независимые критерии.