Интервью Петера Бенце

23 июня 2017, 11:16

Для редакции журнала «Эксперт» интервью дал венгерский пианист-виртуоз Петер Бенце, который занесен в Книгу Рекордов Гиннесса как самый быстрый пианист мира (его рекорд 765 нот в минуту). Сольный концерт Петера состоится 28 июня в Московском Доме Музыки и станет единственным выступлением, которое гениальный пианист даст в Москве.

Как появилась идея вашего рекорда и как вы готовились к нему?

В музыкальной школе я был одним из тех детей, кто хотел играть все быстрее и быстрее и всегда сводил с ума учителей своим темпом. Один раз мой учитель пошутил, что, может быть, я должен побить уже существующий мировой рекорд Гиннесса, потому что это то, что мне действительно удастся. Я посмеялся сначала, потом спустя 2 года я решил попробовать и сделал это только ради удовольствия. Я сделал несколько неофициальных попыток на различных роялях, однажды даже сыграв 910 повторных нажатий клавиши в минуту, так что я знал, что это побить рекорд проблемой не будет.

Одна из ваших специальностей в колледже «Музыка для фильмов». Для каких фильмов вы хотели бы творить? Кто из режиссеров для вас наиболее интересен в этой сфере?

Я вырос на фильмах Стивена Спилберга и серии Звездных войн, и теперь стал большим поклонником таких режиссеров, как Кристофер Нолан и Тим Бертон. Все они работают в команде с лучшими композиторами, создавая невероятные дуэты, которые просто невозможно улучшить в моем понимании. Я бы хотел посотрудничать с режиссером, который еще не обладает такой популярность, и с удовольствием сочинил музыку для триллеров, драм и научно-фантастических фильмов, в общем все то, что взрывает сознание людей.

Вы слушаете что-то, кроме классики?

Я слушаю почти все: от Майкла Джексона, Queen и Sting, Бруно Марса или Сии, от Джона Уильямса и Ханса Циммера до Пата Мэтини.

Как вы восстанавливаетесь, выходя на сцену и играя так, что рояли порой не выдерживают?

Ничего особенного, всего лишь привычный для меня распорядок дня: хороший сон, холодный душ, много йоги с акцентом на терапию позвоночника, также обычная зарядка и очень много массажа. По моему мнению, все эти вещи имеют важное значение для поддержания хорошего состояния здоровья для пианистов.

Говорят, чтобы стать звездой надо иметь не только талант звезды, но еще и характер звезды. Какими человеческими качествами надо обладать, чтобы стать звездой?

Я думаю, самое главное заключается в том, что мы в первую очередь люди, а потом уже музыканты. Смирение, скромность и осознание того, что это работа не для себя, а для людей, которые слушают и вдохновляются моей музыкой, делает меня счастливым и заряжает счастьем людей вокруг. Доброта, уважение других людей, творческий ум, жажда быть лучше и лучше, стремление к большему и, самое главное, принятие поражений – это все те положительные качества, которые помогают любому человеку, известный ли он артист или нет.

Некоторые известные пианисты не играют на инструментах, которым более пяти лет, другие возили и возят по всему свету с собой собственный рояль. У вас есть особые пристрастия в части роялей и их брендов?

Мне нравится играть на инструментах разных марок и разного качества, здесь нет каких-то фаворитов. Yamaha, Steinway, Fazioli и Bosendorfer - все они очень хороши, однако на своих концертах я предпочитаю Ямаху, так как это связано с той музыкой, что я исполняю, с манерой воспроизведения, эмоциями, звуком и тембром.

Есть пианисты, о которых вы могли бы сказать: «Класс! Я так не умею»?

Я просто заворожен выступлениями Дьердя Цифры или Гленна Гульда. Поэтому наверно, да, они для меня восхитительны.

В чем секрет вашего успеха?

У меня есть один вопрос, который я себе задаю каждый раз, когда работаю над новой музыкой: "Как сделать это еще лучше?" В итоге, как правило, процесс сопровождается большим количеством попыток и завершается удовлетворенностью и победой над самим собой. Мне кажется, я никогда не остановлюсь в стремлении к совершенству и в самокритике, но на самом деле иногда надо уметь сказать "стоп" и отпустить все, иначе я бы никогда не смог выпустить ни одного своего произведения.