Трудная «формула Макрона»

Геннадий Петров
27 июня 2017, 19:31

Newzulu/TASS
Визит президента Украины Петра Порошенко во Францию
Читайте Monocle.ru в

Запад наконец-то обрадовал президента Украины Петра Порошенко. После обескураживающего визита в США, его ждали полноценные переговоры с Эммануэлем Макроном. Новый президент Франции поддержал позицию Украины и наговорил своему украинскому коллеге массу приятных вещей. Практический же итог визита прост: возобновляются переговоры по будущему Донбасса в так называемом «нормандском формате». Возможно даже прозвучат какие-то новые предложения, которые украинские чиновники уже окрестили «формулой Макрона».

«Нормандский формат» - это, по существу, переговоры Владимира Путина и Петра Порошенко, но при посредничестве и участии лидеров Франции и Германии. Нечто по сути схожее происходит на переговорах в Астане по урегулированию ситуации в Сирии. Здесь тоже посредники избавляют участников переговоров (сторонников и противников президента Башара Асада) от необходимости общаться напрямую. И, как и переговоры в Астане, «нормандский формат» критикуют за безрезультативность, во многом обусловленную тем, что основные переговорщики имеют разное представление о том, кто и с кем, в конечном счете, должен вестись диалог. Москва добивалась, чтобы Киев постепенно переходил к прямым контактам с ДНР и ЛНР. Киев, в расчете на усиление своих переговорных позиций, наоборот, пытался расширить «нормандский формат», пригласив в него США. Американцы отказывались, считая Донбасский конфликт делом Европы. Госсекретарь Рекс Тиллерсон недавно вовсе дал понять, что его страна будет не против, если Россия и Украина как-нибудь сами между собой разберутся, что делать с Донбассом. Одним словом, «нормандский формат» в глазах многих выглядел мертворожденным, равно как и появившиеся в следствии переговоров четырех лидеров Минские договоренности.

Но Макрон недвусмысленно сообщил Порошенко, что «нормандский формат», с точки зрения европейцев, скорее жив, чем мертв. Новые переговоры в его рамках пройдут, по словам французского лидера, то ли в конце июня, то ли в начале июля. То есть, до саммита «Большой двадцатки» в Гамбурге, где ожидается беседа Путина и Трампа. По словам заместителя главы администрации Константина Елисеева, в ближайшее время должна состояться телефонная конференция с участием членов «нормандской четверки» и представителей ОБСЕ. Там будет обсужден приоритетный круг вопросов для очной встречи. Известно так же, что в ходе телефонного разговора «нормандской четверки» будет обсужден доклад ОБСЕ о ситуации на российско-украинской границе.

Если Трамп не удостоил Порошенко даже совместного брифинга и принимал его так, будто к нему пришел какой-то из американских губернаторов, то французский президент провел с ним полноценные переговоры. Макрон назвал действия России против Украины агрессией, подчеркнул, что считает Крым украинской территорией.

Такие реверансы в отношении Порошенко по идее дают надежду, что в ходе переговоров в «нормандском формате» прозвучат какие-то новые предложения. Время для перемен давно настало: процесс выполнения минских договоренностей прочно забуксовал и как-то оживить его просто необходимо. Украинские чиновники заговорили даже о некоей «формуле Макрона». К сожалению, единственное, что выдал на этот счет сам Макрон – это туманный намек на то, что в ходе урегулирования на Донбассе более активную роль будет играть ОБСЕ. Судя по словам Елисеева, одним из центральных в ходе переговоров «нормандской четверки» станет вопрос обеспечения беспроблемного доступа мониторинговой миссии этой организации во все уголки ДНР и ЛНР. Если к этому сведется «формула Макрона», то ничего революционного в ней не будет. Деятельности мониторинговой миссии для разведения воюющих сторон, обмена пленными и всего прочего, что предусмотрено минскими договоренностями, явно недостаточно.

Какие-то новые предложения может выдвинуть и Украина. Уместно вспомнить, что и украинские власти последнее время затевают некие эксперименты, касающиеся разрешения конфликта на юго-востоке страны. Речь идет о возможном отказе от правового режима АТО, в котором действуют украинские военные, воюющие на Донбассе. В прифронтовых городах может быть объявлено военное положение. Хотя Порошенко уже заявил, что отказ от АТО – это всего лишь идея, которая прорабатывается, украинские политологи углядели в ней ясный политический смысл. Если в подконтрольной Киеву части Луганской и Донецкой областей будет объявлено военное положение, там отменят выборы. Значит, противники Порошенко, мягко говоря, не популярного на Донбассе, не досчитаются множества голосов. Как бы то ни было, если идея отказа от АТО не отложена в долгий ящик, украинскому лидеру придется, так или иначе, обсудить ее со своими коллегами по «нормандскому формату». Ведь не совсем понятно, как согласуется режим военного положения с минскими договоренностями, которые предусматривают, в частности, выборы на неподконтрольных сейчас Киеву территориях Донбасса.

Пока же очевидно одно: после некоторого перерыва, вызванного и выборами во Франции, и надеждами или опасениями, касающимися нового президента США Дональда Трампа, ведущие страны ЕС возвращают себе роль посредника в процессе урегулирования на Донбассе. Роль не особо благодарная, но желающих взять ее, кроме немцев и французов, сейчас, похоже, нет.