О том, что РЖД активно ведет работы по созданию беспилотных поездов сообщил президент РЖД Олег Белозеров. «Мы активно работаем в этом направлении», — заявил он на недавнем железнодорожном форуме «Стратегическое партнерство 1520», который прошел в Сочи. По его словам, в частности, некоторые беспилотные технологии в настоящее время уже тестируются на станции Лужская (Ленинградская область, Октябрьская железная дорога), а также к применению беспилотников в целом готово Московское Центральное Кольцо (МЦК). «МЦК — мы там, в принципе, уже готовы работать без человека. Но очень большой пассажиропоток, и встает вопрос надежности, который мы сейчас тестируем… Соответственно, какой-то промежуток времени, может быть несколько лет, нам потребуется для того, чтобы четко сказать, что такая технология позволяет нам работать без человека и при этом обеспечить полную надежность», — цитирует Белозерова информационное агентство RNS.
Автомашинист в действии
Развитие беспилотных технологий на железнодорожном транспорте имеет уже довольно давнюю историю. Активные испытания беспилотных поездов проводились в ряде стран еще в конце 1940-х годов. А первые образцы автомашиниста для поездов пригородного сообщения за рубежом появились в середине 1960-х, например, в Сан-Франциско (США).
Сейчас беспилотные пассажирские поезда курсируют в 20-странах мира. В первую десятку самых протяженных беспилотных железнодорожных линий входят такие города, как Дубай (протяжённость 80 км), Ванкувер (68 км), Сингапур (65 км), далее следуют Лилль, Пусан, Париж, Куала-Лумпур, Тулуза; далее Тайбэй и Токио (по 25 км). «В Париже, например, работает специальная линия метро, автоматически управляемые поезда осуществляют сообщение между аэропортом "Орли" и станцией экспресс-метро (RER) "Антони" на линии "В". В год перевозится около 2,5 млн пассажиров. Каждый поезд состоит из двух вагонов, передвигающихся на резиновых шинах. Они были разработаны компанией Matra в 1971 году и впервые введены в эксплуатацию в городе Лилль. В Ванкувере действует система лёгкого метро SkyTrain. Это самая протяжённая в мире система скоростного транспорта с полностью автоматизированным управлением. Еще один пример внедрения таких технологий – копенгагенская подземка. Она уникальна тем, что в поездах метро нет машиниста, а управление происходит благодаря полностью автоматизированной системе ATC, которая призвана чётко контролировать расстояние между поездами», — рассказывает Дмитрий Микелев, генеральный менеджер по железнодорожному транспорту холдинга AsstrA.
В России также достаточно давно обратили внимание на перспективы беспилотных технологий на ж/д транспорте: еще в 1958 году под Москвой были проведены испытания пригородного поезда с так называемым автомашинистом, причем, официально сообщалось, что первый советский железнодорожный автопилот успешно обеспечил выполнение графика движения поездов и точность их остановки. Однако и до сих пор до внедрения полностью беспилотных поездов в России не дошло. Например, на кольцевой линии московского метрополитена год назад начал курсировать первый поезд, управляемый компьютером. Но при этом во время движения поезда машинист находится в кабине и контролирует деятельность автоматики.
Робот под контролем человека
Технологически система беспилотного управления поездами развивается в двух основных направлениях. Это с одной стороны автопилот, устанавливаемый на самом поезде. И с другой — «умная» инфраструктура, которая помогает поезду передвигаться без человека. Реализация этих технологий дает ощутимый эффект. «При реализации беспилотных технологий количество обслуживающего персонала снижается на 40-50%, а объем перевозок повышается за счет его рационального использования. Новые технологии вождения поездов позволяют наращивать провозную способность железных дорог и экономить энергоресурсы. Они значительно облегчают труд машинистов, повышают безопасность движения и способствуют инновационному развитию отрасли», — отмечает Дмитрий Микелев из компании AsstrA.
С тем, что беспилотные поезда имеют много преимуществ, соглашаются большинство участников логистического рынка. «Беспилотные грузовые и пассажирские поезда позволят сократить время в пути за счет увеличения средней и максимальной скоростей движения и исключат вероятность аварий из-за физической усталости машиниста. Сейчас поезда в некоторых случаях сильно выбиваются из графика движения, что создает вероятность сбоя и даже транспортного коллапса на железнодорожном направлении. За счет использования центрального узла управления с искусственным интеллектом такие ситуации маловероятны», — считает Вячеслав Тимонин, IT-советник генерального директора транспортно-экспедиционной компании «ПЭК».
Однако, пожалуй, Россия к широкому применению беспилотных технологий на железной дороге пока еще не готова. «В России наблюдается достаточно слабая обеспеченность необходимой для беспилотников инфраструктуры и необходима модернизация существующих транспортных средств», — указывает Дмитрий Воеводин, начальник отдела логистических операций DPD в России. При этом сложности внедрения в России беспилотных технологий есть как в отношении пассажирских, так и грузовых перевозок. «В отношении грузового железнодорожного транспорта беспилотное управление это особенно сложный вопрос, — считает Олег Урван, директор проектного департамента логистической компании Nawinia Rus. — Для возможности перевозки грузов на таком транспорте без машинистов потребуется четкое расписание движения поездов, что очень сложно выполнить, учитывая особенности движения грузового состава. В связи с развитием систем ГЛОНАСС и GPS есть вероятность, что в будущем перевозка без машинистов будет возможна. Но для этого необходимо решить множество вопросов обеспечения безопасности».
Наиболее реальное внедрение беспилотных технологий на железнодорожном транспорте в ближайшее время — это работа «умных» компьютерных систем под контролем человека. «Уверен, беспилотные технологии нужны, такие направления надо развивать в контексте общего прогресса. Но насчет поездов без машинистов — в ближайшее время лучше не рисковать, а грамотно совмещать: человек и компьютер ему в помощь», -- уверен Сергей Друговской, менеджер по железнодорожным операциям компании FM Logistic.
Участники рынка убеждены, что в ближайшие 10 лет в широкое применение беспилотных железнодорожных технологий в России вряд ли начнется. Однако в скором времени вполне вероятно появление отдельных беспилотных маршрутов, где в тестовом режиме на коротких железнодорожных участках железнодорожными составами будут управлять роботы.