Еще в 2012 году Владимир Путин поручил Минэкономразвития заняться вопросом производительности труда и увеличить ее в полтора раза за семь лет – до 2018 года. Как пишут «Ведомости», министерство представило проект программы повышения производительности труда в РФ, которая должна, в том числе, поддержать оставшихся без работы россиян.
Минэкономразвития, пишет издание, на программу просит 29 млрд руб. из бюджета до 2020 г. И как раз большая часть пойдет на решение проблемы безработицы. В 2017 г. в программе будут участвовать пять регионов, в 2018 и 2019 гг. – по 10, новые регионы будут прибавляться и дальше. Программа, в частности, предполагает, что в регионах будут отобраны компании, которым бюджет наймет консультантов по повышению производительности труда. Их список предстоит одобрить, но в основном это компании из большой четверки аудиторов. Они проанализируют эффективность компании и предложат кратко-, средне- и долгосрочные меры.
Долгосрочные же меры требуют серьезных капиталовложений. Денег из бюджета не будет, но компании, участвующие в программе, будут иметь приоритет в очереди за деньгами институтов развития: и Фонда развития промышленности, и ВЭБа, и Российского экспортного центра. Деньги на инвестиции могут появиться и от инвестиционного налогового кредита. Инструмент уже есть, но не работает – Минэкономразвития предлагает упростить выдачу кредита.
Инициативы по повышению производительности труда неоднократно звучали из уст чиновников самого разного калибра, но воз и ныне там, констатирует генеральный директор CAF Group Наталья Ионова. Производительность труда в России 2,5 раза ниже показателей экономически развитых стран и это реальная проблема, с которой пока не могут справятся ни чиновники, ни большинство работодателей. Количество высокопроизводительных рабочих мест в России менее 11,7%, что примерно в 3 раза меньше чем в США или Западной Европе.
Предлагаемый Минэкономразвитием очередной проект по повышению производительности труда пока вызывает больше вопросов, чем ответов, полагает эксперт. Паспорт проекта должен быть подготовлен к августу текущего года. Приоритетными направлениями проекта, по мнению Минэкономразвития, должны стать анализ уровня производительности труда, программы оптимизации бизнес-процессов целого ряда стратегически важных предприятий, программа перепрофилирования и переподготовки кадров подготовки, программа релокации персонала, программа создания высокоэффективных и производительных рабочих мест.
Предложения по проведению аудита и регулярному мониторингу производительности труда можно расценивать только положительно, но важным фактором будет являться реакция наших чиновников на результаты мониторинга. Мы и сегодня уже знаем, что уровень производительности низок. От того, что мы будем знать точные значение разницы в показателях производительности ситуация не изменится, говорит Наталья Ионова. Если мы не будем создавать и внедрять инструменты повышения эффективности труда, а к таковым, прежде всего, сегодня необходимо отнести компьютеризацию, информатизацию и автоматизацию, то производительность труда будет оставаться низкой.
А учитывая падение общего уровня квалификации персонала в последние несколько лет, можно прогнозировать еще и снижение производительности труда по целому ряду направлений. Это связано с тем, что предприятиям и компаниям приходится доучивать новых сотрудников с низкой квалификацией, что увеличивает сроки выхода на плановую производительность труда таких специалистов. «Будем ждать деталей проекта от Минэкономразвития и надеяться, что нашими чиновниками будут учтены выводы экспертного сообщества, которое уже сейчас бьет тревогу и указывает на многочисленные проблемы, в том числе и бюрократические препоны», – заключает Ионова.
Сама по себе идея повышения производительности труда по всей стране несет в себе ряд глубоких изменений, уверен старший партнер консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Шкребело. Это и внедрение современных подходов в организации производственных и непроизводственных процессов на предприятиях, элементов трудового законодательства, основного подхода к требованиям по квалификации работников.
Предлагается по сути реформировать систему – перейти на электронный документооборот, создать единую базу, которая будет содержать данные обо всех уволенных и обо всех нанятых и по средствам которой, человека, оставшегося без работы – тут же возьмут под контроль, и подыщут новую работу. Таким образом, предлагаемая система исключит длительные периоды поиска, что для статистики сыграет положительную роль – по факту рост безработицы снизится.
Между тем, рассказывает эксперт, пока предлагаемые меры смогут обеспечить борьбу с безработицей лишь в отдельных регионах – то есть по всей России такая система в ближайшие 10-15 лет не заработает, так как на это не хватит денег ни у государства, ни у компаний. Какие же механизмы здесь будут ключевыми и как будет решаться проблема. По замыслу Минэка, сначала должны определить пять регионов, где производительность труда находится на самом низком уровне и провести работу с компаниями из среднего сектора экономики, между тем какие именно это будут регионы – сейчас сказать сложно, так как компаний среднего сектора и в разных отраслях крайне много и каким именно будут отдаваться предпочтения – неизвестно.
Александр Шкребело предполагает, что выбор будет производится с помощью консультантов, которых правительство и привлечет к работе. Данная модель оптимизации – довольно распространена на западе, по сути в компанию придут специалисты, которые проведут анализ того по каким законам живет предприятие, выявят самые слабые стороны – вплоть до того как расставлено оборудование, сколько человек выполняют похожую работу и как используют рабочие часы. Далее, консультанты смогут провести анализ исполняемых процессов, выявят «узкие места» и сформируют рекомендации по оптимизации процесса – например, предложат сделать перестановку чтобы добавить еще оборудования или упразднить должность некоторых сотрудников и загрузить более конкретными заданиями других служащих.
В то же время важно иметь в виду, что если какие-то функции сотрудников упраздняются, то это не значит, что оставшийся без работы человек будет вынужден ее искать – как раз новая система предполагает, что предприятия будут обмениваться данными о таких сотрудниках – и если на одном что-то упразднили, то на другом будет выдана рекомендация для открытия новой вакансии.
Основная цель, уверен Александр Шкребело, – убрать простои и работы, которые не несут реальной ценности, а основные процессы обеспечить квалифицированным персоналом, который будет работать высокоэффективно. Опыт регионов, участвующих в программе, будет передаваться на другие регионы, то есть сформируется определенная база опыта для заимствования знаний, которую смогут использовать другие предприятия не прибегая к помощи консультантов.
Отдельный вопрос – финансирование необходимых изменений на предприятиях. Ведь, по результатам работы может быть выявлена необходимость переоснащения производства – установки более современного оборудования или внедрения современных ИТ-решений, что достаточно капиталоемко – один станок зарубежного производства в области металлообработки может стоить около полумиллиона долларов и более, адаптация и внедрение ERP-системы на предприятии с численностью около 1000 человек – от 30 млн рублей. Хотя, безусловно, консультанты предложат и изменения не требующие дополнительных бюджетов – вот они и должны быть внедрены в первую очередь.
Вообще у данной инициативы очень много спорных нюансов, основной – финансирование, констатирует эксперт. Средств из бюджета в размере 29 млрд рублей не хватит на, то чтобы окупить услуги работы консультантов и экспертов, поэтому компаниям буду предлагаться варианты софинансирования. Поскольку свободных средств в их бюджетах на это очевидно хватать не будет, им будет предложена схема выделения средств либо из Фонда развития промышленности, либо из ВЭБа или Российского экспортного центра, второй вариант – использовать инструмент инвестиционного налогового кредита, т. е. налоговые каникулы на период оптимизации.
В текущих экономических условиях с нестабильной ценовой ситуацией на нефть и продолжающемся дефиците бюджета последний вариант компании может не устроить, поскольку после оптимизации все льготы пропаду, а высоких результатов гарантировать эксперимент не может. Что же касается средств из фондов, то на эти деньги очевидно будут рассчитывать лишь небольшой круг предпринимателей с широкими связями, заключает эксперт.