Доступные чартеры

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
30 июня 2017, 12:08

Антон Подгайко/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Комитет по экономической политике Совета Федерации (СФ) направил в правительство рекомендации по разработке программы субсидирования чартерных перелетов внутри страны, пишут «Известия» со ссылкой на собственные источники. Вложения, по мнению авторов документа, окупятся в двукратном объеме за счет налогов. При этом существует статистика ВЦИОМ, согласно которой около 30 млн россиян воздерживаются от внутреннего туризма из-за дороговизны путевок.

Рекомендация «рассмотреть возможность субсидирования чартерных внутренних туристических авиарейсов» была подготовлена и направлена в правительство по итогам совещания, прошедшего в Совете Федерации 23 мая. По мнени члена комитета по социальной политике Совета Федерации Игоря Фомина,с перелетов позволит им путешествовать по стране. По расчетам Фомина, при объеме субсидий в 2 млрд рублей в федеральный бюджет в виде налогов вернется 4,3 млрд, а в региональные — 2,1 млрд рублей. Также за счет субсидирования внутренних авиаперевозок российские курорты смогут на равных конкурировать с зарубежными.

При этом, по мнению сенатора, грамотно построенная программа субсидирования поможет продлить туристический сезон и положительно повлияет на цены. В частности, это возможно на счет снижения стоимости авиаперелетов. «Благодаря субсидированию чартерных авиаперевозок русские туристы смогут добраться до отечественных курортов по приемлемым ценам», — сообщил Игорь Фомин.

На самом деле проблематика несколько глубже, чем может показаться, и направлена не столько на развитие внутреннего туризма, сколько на решение вопроса нерентабельности внутренних авиаперевозок в принципе, говорит генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин. По его словам, государство субсидирует авиаперевозчиков на внутренних рейсах аж с 2013 года, ежегодно выделяя миллиарды рублей по сути для того, чтобы самолеты внутри страны продолжали совершать рейсы.

Для самих авиаперевозчиков регулярные внутренние рейсы невыгодны, уверен эксперт: загрузка по большинству внутренних направлений не превышает 45-60%, когда действует сезонный фактор, рейсы по популярным туристическим направлениям в сезон, конечно, выделяются из общей массы, но как только сезонный фактор исчерпывает свое влияние, регулярные рейсы, например, в Сочи или Крым возвращаются к общероссийской норме, то есть летают полупустыми, что не может не сказываться на маржинальности бизнеса перевозчиков. Гораздо выгоднее, конечно, летать по зарубежным направлениям, поскольку цены на билеты в этом случае значительно выше, да и устанавливаются в валюте, но государство в лице Минтранса достаточно рачительно контролирует сферу внутренних перевозок в том числе за счет квотирования международных рейсов.

Беда внутренних перевозок, продолжает Роман Паршин, также заключается еще в наличии дорогих аэропортов, которые по случаю спортивных событий, политических и экономических форумов, строят в крупнейших городах. Грандиозные в масштабах регионов международные аэропорты по сути не используются по назначению: 74% всех международных рейсов осуществляется через гавани Москвы, но ведь деньги, вложенные в строительство этих аэродромов надо как-то отбивать.

Что же касается субсидий авиаперевозчикам, то, объем бюджетных субсидий на поддержку внутреннего авиасообщения в 2016 году составил 8,76 млрд рублей, они оказались востребованными и лимиты были освоены на 92%, однако в бюджете на 2017 год сумма оказалась значительно (а точнее на 17%) меньше, то есть перевозчики недополучат 1,46 млрд рублей. Справедливости ради стоит отметить, что ни субсидиями едиными живут внутренние рейсы. 2 года назад, с 1 июля 2015 года, государство пошло на уступки авиаперевозчикам, снизив НДС для внутренних перелетов с 18% до 10%, что позволило снизить убытки перевозчиков.

К примеру, за шесть  месяцев 2015 года (до введения налоговых льгот) убытки на внутренних направлениях составляли почти 32 млрд рублей, за аналогичный период 2016 (уже после введения) - 23,3 млрд. И все же проблему убыточности снять полностью не удалось, перевозчики настаивают на обнулении НДС хотя бы по некоторым направлениям, но государственная казна сейчас не настолько полна, чтобы отказаться от 10% с внутренних перелетов.

Возвращаясь непосредственно к теме развития чартерных перевозок внутри России по туристическим направлениям, заключает Роман Паршин, данные меры направлены в первую очередь на стимулирование перехода внутренних перевозок к чартерам, поскольку регулярное авиасообщение по сути не отвечает интересам перевозчиков. Поскольку государство финансово ограничено в мерах стимулирования развития внутреннего авиасообщения, такой вариант можно назвать компромиссным.