Уже 7 июня правительство Германии примет решение о выводе немецких военных с турецкой авиабазы Инджирлик, а в середине июня его утвердит бундестаг. Как пишет Der Spiegel, это будет самым правильным решением, так как переговоры между главой МИД Германии Зигмаром Габриэлем и турецким правительством показали, что Анкара не готова разрешить немецким депутатам посетить базу.
«Турция дала ясно понять, что по своим внутриполитическим причинам не может одобрить визит законодателей», — отметил Зигмар Габриэль на пресс-конференции, проведенной по итогам встречи в Анкаре со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу 5 июня.
Напомним, в начале 2017 года отношения между Турцией и Германией значительно ухудшились. Ряд громких и провокационных заявлений с обеих сторон усугубили ситуацию. Анкара ставит Германии в вину предоставление убежища нескольким офицерам турецкой армии, проходящими по делу о прошлогодней попытке государственного переворота в Турции. На самом деле охлаждение отношений двух стран началось задолго до этих событий.
Турция давно высказывала неудовольствие в связи с тем, что Германия, несмотря на огромную турецкую диаспору, не стала ни «адвокатом» страны на переговорах о вступлении в ЕС, ни хотя бы ее сторонником по курдскому вопросу. ФРГ, в свою очередь, не нравились авторитарные замашки Эрдогана и его попытки использовать сирийских беженцев для шантажа Евросоюза. В последнее время к разногласиям двух стран добавились проблемы во взаимоотношениях Турции и ее союзников по НАТО, связанные с ситуацией в Сирии. В качестве возможной альтернативы авиабазы Инджирлик канцлер Германии назвала Иорданию. Действительно, недавно были сообщения о том, что представители бундесвера осматривали восемь объектов, куда можно перебазировать германские самолеты из Турции. Были посещены три авиабазы в Иордании, три – в Кувейте, и две – на Кипре.
Кипрский вариант для бундесвера выглядит наиболее неподходящим. Эта страна – не член НАТО, в коалицию против ИГИЛ не входит, поэтому Германия может использовать только две британские базы на кипрской территории – Акротири и Пафос. Однако и это чревато политическими осложнениями: Кипр не входит в НАТО, но входит в ЕС. Поэтому может создать Германии определенные трудности, из-за попытки вовлечь страну в боевые действия против ее желания.
В Кувейте находится большая американская авиабаза, которую немцы могут использовать. Правда, эта страна находится не так близко к Сирии, как Иордания. Так, авиабаза «Король Хусейн» находится вблизи сирийской границы, в районе города Эль-Мафрак. А иорданские власти куда более покладисты, чем турецкие. Геополитических амбиций, сравнимых с теми, что есть у Эрдогана, страна не имеет: ей бы разобраться с проблемами многочисленных беженцев из Палестины и Сирии. Следовательно, именно иорданский вариант будет наиболее перспективным в случае, если силы НАТО все-таки откажутся от Инджирлика. Чисто технически перебазировать самолеты бундесвера из Турции в Иорданию не сложно. В Инджирлике у Германии находятся немногочисленные разведывательные самолеты Tornado и 260 военнослужащих. Эвакуация же подразделений других стран НАТО займет больше времени. Кроме того, Инджирлик давно используется как перевалочная база для американских вооруженных сил. Она очень пригодится США и их союзникам. Тем более, что с падением Ракки война в Сирии не закончится. Предстоит битва за Дейр-эз-Зор. В районе этого города, находящегося сейчас под контролем ИГ (террористическая группировка запрещена в РФ), сосредоточены до 40% запасов сирийской нефти. Если войскам Асада удастся взять его прежде, чем там появятся союзники США, сирийский лидер сможет упрочить свои позиции. В этих условиях военная и политическая поддержка Эрдогана будет очень нужна Вашингтону. Обойтись без нее будет трудно. Однако трудно - не значит невозможно. В конце концов, на Эрдогане и Сирии свет клином не сошелся. Кроме Турции у США есть и другие давние союзники.