Банк России при принятии решения по денежно-кредитной политике регулярно указывает, что "рынок труда подстраивается к новым экономическим условиям при появлении признаков дефицита кадров в отдельных сегментах". Но, пишет Bloomberg со ссылкой опрошенных экспертов, без роста производительности возникнет риск, что компаниям придется повысить цены, чтобы покрыть возросшие расходы на оплату труда, и это приведет к усилению инфляционного давления.
“Учитывая низкий уровень безработицы, восстановление экономической активности начнет создавать инфляционное давление скорее раньше, чем позже, - сказал главный экономист Bank of America по России Владимир Осаковский. - Это может произойти в результате роста расходов на оплату труда либо за счет восстановления потребительского спроса на фоне увеличения зарплат".
Сейчас инфляция стабилизировалась, и российский ЦБ сосредоточится на том, чтобы снижать влияние на нее немонетарных факторов, включающих, в том числе, ситуацию на рынке труда, тарифную, налоговую и бюджетную политику. Между тем, как отмечает регулятор, в стране в прошлом году наблюдалась нехватка рабочей силы в целом ряде ключевых отраслей, в том числе здравоохранении, образовании, проектировании и информационных технологиях. И в условиях нехватки кадров власти пытаются создать рабочие места и возможности для молодого поколения, которое сталкивается с высоким уровнем структурной безработицы.
Сейчас ощущается острейшая нехватка инженерных кадров в производственном секторе, констатирует директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский. Снижение числа выпускников технических вузов в период конца 90х – начала 2000х годов отозвалась кадровым голодом для предприятий машиностроения, станкостроения, химических производств и т.д. Очень сложная ситуация с притоком новой «профессиональной крови» в авиационную и космическую сферы.
Произошло естественное вымывание высококвалифицированных кадров по возрастному фактору, «старая гвардия» уходит на пенсию, а вот приток новых специалистов просто не способен удовлетворить потребности производственных и научно-технических компаний. Сегодня во многих производственных сферах нехватка представителей инженерных и технических специальностей может превышать 40% и более. Кроме того, отмечается снижение общего уровня профессиональной подготовки молодых специалистов. Программы подготовки высших и средне-специальных учебных заведений далеко не всегда соответствуют требованиям существующих производств, на многих из которых были модернизированы производственные мощности и произошел переход на качественно новый уровень технологий. Модернизация программ обучения новых специалистов пока отстает от темпов совершенствования технологий, что приводит к необходимости «доучивания» и долгим срокам адаптации молодых кадров.
Естественно, говорит Островский, для привлечения не хватающего персонала компаниям приходится нести большие расходы для создания привлекательных условий труда для квалифицированных кадров: предлагать повышенные заработные платы, расширять соц.пакет и предлагать различные материальные и нематериальные блага, что неизбежно приводит к необходимости повышать стоимость на собственную продукцию, а значит и создавать дополнительное инфляционное давление.
Надо отметить, добавляет эксперт, что сложная ситуация не только с инженерными кадрами, а вообще со специалистами высокого технического уровня. Так в сельском хозяйстве сегодня отмечается острая нехватка агрономов и агротехников, врачей ветеринаров, специалистов по ирригационному оборудованию и системам орошения, инженеров тепличного хозяйства и многих других. Развитие информационных технологий вызвало дефицит кадров и в этой области. Российские программисты и IT специалисты по праву считаются одними из лучших в мире, но пока их количества тоже недостаточно при текущих взрывных темпах внедрения информационных технологий практически во все сферах экономики.
Рынок труда один из самых динамично-развивающихся в нашей стране, отмечает в свою очередь, вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева. Потому, объясняет она, что он первым вынужден реагировать на структурные изменения в экономике - предлагать новые специальности, потребности в которых не было еще вчера. Экономика растет - растет производство, а главный человек на производстве - инженер. Человек с высшим техническим образованием. Демографическая яма 90-х помноженная на утрату интереса к профессии дала такой результат, что к концу десятых годов российская экономика испытывает острую потребность в таких кадрах. Если говорить глобально, то общая проблема дефицита кадров в России есть.
Но здесь необходимо допустить важную оговорку - проблема квалифицированных кадров. Если анализировать срез “дефицитных” профессий, а это помимо инженерных - здравоохранение, образование, IT, то картина становится более менее ясной. В здравоохранение и образование - квалифицированные специалисты не идут по причине низкой оплаты труда. Хороших “айтишников” просто не успевают готовить, а лучшие при первой возможности уезжают за границу. Высказанное на этом фоне предложение Максима Орешкина о необходимости привлекать рабочую силу из-за рубежа. Это вопрос не сколько экономический, сколько политический. На многих должностях в здравоохранении и образовании, например уже работают такие кадры и отношение к ним в обществе, мягко говоря, неоднозначное. «На мой взгляд, проблему может решить внутренняя трудовая миграция населения. Но это уже другая проблема», – заключает Татьяна Минеева.