Госдума в пятницу продлила полномочия Эльвиры Набиуллиной на посту главы Банка России на пять лет. Ранее, 22 марта, президент РФ Владимир Путин представил кандидатуру Набиуллиной в Госдуму для продления полномочий на посту главы ЦБ на новый срок.
С одной стороны, у главы ЦБ были достаточно прочные позиции. Она зарекомендовала себя сильным руководителем и приверженцем резких мер. С другой – она не раз подвергалась критике со стороны многих депутатов и предпринимателей за политику валютного курса в 2014 году и низкие темпы снижения процентных ставок. Именно при ней в 2013 году очистка банковского сектора привела к сокращению числа банков в РФ почти на треть.
Конечно, признает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, политика управления Центробанком по рецепту Эльвиры Набиуллиной устраивает далеко не всех представителей власти, кто-то ее критикует за излишнюю консервативность и осторожность в отношении ставки рефинансирования, а кто-то до сих пор не может отойти от шока, который возникал от той скорости с которой ЦБ расправлялся за последние 4 года с банками по отзыву лицензий.
С другой стороны, указывает аналитик, нельзя не признать, что Набиуллина смогла развернуть политику ЦБ, выделить ее на фоне действий остальных ведомств и сохранить лицо Центробанка как жесткого регулятора, который действует в первую очередь не в интересах крупного бизнеса, а скорее ведет политику с социальным подтекстом, ведь основные столпы реализуемого курса завязаны на достижении целевых показателей по инфляции – напомним, что цель достигнуть инфляцию не выше 4%.
Что же касается действий по укреплению нацвалюты, то оно по сути на руку регулятору только до того момента как будут достигнуты инфляционные цели, и как только это произойдет политика может измениться – то ест до достижения целей в качестве основных рычагов ЦБ использовал методы умеренного и неохотного снижения ставки, ограничивал денежную массу за счет сдержанного и жесткого подхода в кредитовании и за счет забора с рынка денег на депозитных аукционах, что в частности создавало подспорье для борьбы с инфляцией и укрепляло рубль.
Между тем, продолжает Алексей Антонов, ЦБ уже почти достиг своей инфляционной цели и уже во второй половине года политика регулятора ожидаемо изменится, в частности если инфляция достигнет желаемого порога, скорее всего, ЦБ начнет производить интервенции на внешних рынках – закупая валюту и пополняя золотовалютные резервы – что как раз убережет от стремительного и вполне прогнозируемого резкого ослабления инфляции.
Также перед ЦБ будет стоять задача не допустить слишком стремительного укрепления рубля, но это будет всецело зависеть от стоимости барреля – если нефть будет дорожать, валюту нужно будет сдерживать, но сильно увлекаться этим, по мнению большинства участников рынка, не стоит. В частности это может лишь временно сказаться на росте экономики, а ЦБ и правительству нужны более надежные гарантии в росте ВВП.
В отношении политики отзывов лицензий у банков, Алексей Антонов полагает, что скорее всего, текущий год не будет наполнен громкими событиями в этой области. По словам представителей сектора – ЦБ, кажется, навел порядок и вполне доволен финансовым здоровьем большинства участников, однако это не говорит о том, что работа над новыми механизмами оздоровления банков остановлена, реформа санации банков, где ответственность будет больше на участниках рынка, а не на АСВ и средствах ЦБ будет проведена.
Ключевая ставка, заключает эксперт, в этом году она будет понижаться динамичнее чем в прошлом – это подтверждает двойное снижение ставки с начала года до 9,25%, не исключено что 16 июня на очередном заседании она будет понижена еще на 0,25 пп., но вряд ли ЦБ будет торопиться в достижении докризисных размеров ставки, - по расчетам главы Банка России ставка в размере 6,5-7% может быть установлена не ранее 2020 года при условии, конечно, стабильной инфляции.
Эльвира Набиуллина вместе с ЦБ находятся в общем-то в оппозиции к мнению большинства финансистов, которые справедливо считают, что высокая ключевая ставка скорее вредит экономике, указывает, в свою очередь, генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин. Поэтому голосование по ее переизбранию может оказаться не таким единогласным, а противостояние в Думе по этому вопросу — существенным.
Проблема оценки ее пребывания на посту главы ЦБ, как всегда, в том, что мы не можем наблюдать альтернативные пути, по которым могла бы идти денежно-кредитная политика, и альтернативные результаты по курсу рубля, инфляции, реальным заработным платам, дефициту бюджета, которые были бы, если бы ставка была ниже.
«Это, пожалуй, главный вопрос, и я склонен считать, что низкая ключевая ставка дала бы возможность преодолеть кризис не за 3 года, а, может быть, за год-полтора, и последствия были бы не такими тяжелыми, – говорит эксперт. – Думаю, что ЦБ связан определенными политическими рамками, но все же, хотелось бы, чтобы вопрос слишком жесткой денежно-кредитной политики вновь был поднят в начале нового срока пребывания Набиуллиной на посту главы ЦБ. Тем более, что он коррелирует со второй проблемой: уменьшением числа коммерческих банков, и как следствие, сжатием денежной массы».
Кроме того, что лицензии за три года потеряли около 300 банков, сейчас предлагается новая система лицензирования банков, подразумевающая разделение их на базовые, универсальные и системообразующие, напоминает Роман Паршин. Если присмотреться к ней повнимательнее, то она содержит в себе ужесточение условий работы для примерно 250 небольших банков, при этом и эта группа, и все остальные теряют стимул к росту капитала: чем больше капитал банка, тем больше давление регулятора на него.
По словам аналитика, это приведет к олигополии на банковском рынке, где будут доминировать несколько больших государственных банков, и нужно серьезно рассмотреть вопрос, будет ли это полезно для экономического роста, а главное — для устойчивости экономики к внешним шокам, кризисам. Опыт показывает, что система из множества мелких элементов устойчивее, но менее контролируема, чем олигопольная структура.
Что касается внешних факторов, то, уверен Роман Паршин, денежно-кредитная политика и курс рубля сейчас базируются на относительно высокой цене нефти, и это уязвимая позиция. При цене барреля Brent около 50 долларов и бюджет, и рубль, чувствуют себя хорошо, но исключать снижение котировок нефти в район $40 или даже 30 долларов нельзя.
Сейчас Brent устремилась к отметке 47 долларов, даже не обращая внимания на тот факт, что OPEC продлила действие соглашения о сокращении добычи. К сильному снижению стоимости нефти экономика не готова, в том числе из-за жесткой кредитно-денежной политики и отсутствия кредитных средств для развития малого и среднего бизнеса.