НПФ предложили способ увеличения пенсии

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
17 июля 2017, 12:47

Виктор Бартенев/Интерпресс/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Российские граждане могли бы получать более высокую пенсию, считают в Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ). Для реализации этой цели необходимо принять ряд мер. Соответствующие предложения АНПФ направила в Минфин, МЭР, ЦБ и ПФР. Об этом в кулуарах Международного финансового конгресса «Известиям» рассказал исполнительный директор АНПФ Алексей Денисов.

В числе ключевых предложений — направлять средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на пенсионную систему (сейчас они идут, например, на инфраструктурные проекты). Кроме того, на сегодняшний день средства от управления государственной собственностью направляются в виде дивидендов или прибыли от приватизации в бюджет, из которого затем их часть поступает в ПФР в виде трансферта. АНПФ предлагает изменить эту схему: направлять доходы от управления госсобственностью на рынок, который инвестировал бы их и за счет полученной прибыли увеличивал пенсии граждан. Это позволит пополнять пенсионные счета в год на 10 тыс. рублей.

Пенсионная система России не является сбалансированной: общий трансферт из бюджета в год составляет 3,7 трлн рублей, или 4% от ВВП. Такой значительный объем финансирования является существенной нагрузкой на федеральный бюджет, общий объем которого — 15 трлн. Последние три года в связи со снижением поступлений в казну нефтегазовых доходов правительство было вынуждено «замораживать» перевод в НПФ накопительной части пенсии, которая шла на текущие выплаты пенсионерам вместо формирования инвестиций будущих. Эта ситуация привела к новому витку пенсионной реформы, в разработке которой также принимают участие и НПФ, предлагающие свои варианты улучшения стабильности системы.

Механизм для увеличения будущих пенсий можно сделать в течение довольно короткого времени, базис уже есть, уверен руководитель отдела розничных продаж УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Но основная проблема для государства в том, что в приоритете у него сокращение расходов, а не увеличение доходов. Этот момент ярко заметен в комментариях специалистов правительства – нужно снизить существующее давление на бюджет ведь не хватает уже сейчас 2 трлн рублей ежегодно, а эта сумма растет ежегодно на размер выплат новым 600-700 тысячам пенсионеров (такая цифра получается в итоге, т.е. после учета умерших пенсионеров).

«Бросать» на рынок для повышения ликвидности в системе и роста экономических показателей компаний деньги ФНБ государство может и сейчас, но есть несколько препятствий, считает эксперт. Это сильная зависимость от глобальных рынков («лишние» деньги просто выводятся за рубеж под услуги и товары, не играющие серьезной роли в повышении ВВП); слабость фондового рынка и инфраструктуры пенсионной системы (ее вместо укрепления еще и ломают некоторые недальновидные чиновники); время, кадры и коррекция инфраструктуры для прямого перевода средств в пенсионную систему (без федерального бюджета в цепочке); недопонимание роли пенсионной системы в правительстве, а также постоянное давление от ее развития к разрешению проблем настоящего со стороны части чиновников (это не будет способствовать успешному завершению инициативы либо превратит в «мутанта законопроекта», количество которых растет постоянно из-за внутренней борьбы между группами влияния.

По словам Звенигородского, идея АНПФ сократить цепь прохождения средств, предназначенных изначально для покрытия дефицита пенсионной системы, заслуживает внимания, правительство может напрямую перенаправлять часть денег на выплаты пенсионерам – основным потребителям отечественных товаров и услуг. Эта инициатива позволит решить бухгалтерские вопросы Минфина по наполнению бюджета ПФР.

К сожалению, увеличение пенсий за счет перенаправления одних и тех же денег не произойдет, государство недоплатит либо в одной части пенсии либо в другой, поэтому основными бенефициарами будут НПФы и те граждане, что активно интересуются и пользуются своим накопительным компонентом (к сожалению, есть и еще одна группа – наследники средств накопительной пенсии).  Маневр можно совершить, когда правительству будет показана стратегия развития пенсионной системы и подъема ВВП за ее счет с точными выкладками, но не после отдельных предложений по улучшению бюджетных инициатив.

Такая идея может быть реализована уже в следующем бюджете, указывает, в свою очередь, генеральный директор компании "Мани Фанни" Александр Шустов. Для ее принятия не требуется многочисленных согласований и расчетов, ведь деньги государство в любом случае выдает из собственных источников, в том числе и из ФНБ. Для ее реализации требуется только готовность правительства направлять деньги сразу в ПФР и бухгалтерская проводка Минфина по бюджетному правилу. Этот маневр позволит закрепить выплаты из ФНБ за ПФРом, которому требуется все больше средств для закрытия обязательств перед пенсионерами, и твердые источники будут поддерживать его на плаву в любое время.

Но, предупреждает эксперт, не стоит забывать про размер доходов федерального бюджета, на основании которых правительство может  устанавливать лимиты по расходам, т.е. выполнить дополнительные действия в рамках существующего бюджета государство может довольно легко, а увеличить с префицитом бюджета – сложнее. Кроме того, сама пенсионная система и фондовый рынок еще слабы и могут принять без последствий для реального сектора далеко не все выделяемые средства. В экономике России мало предприятий, вышедших или выходящих на организованные торги ценными бумагами, а те, что размещаются за рубежом из-за большей эффективности использования (ликвидность получить проще и дешевле), на Родину не торопятся.

Таким образом страна не имеет достаточного количества предприятий и компаний с российской юрисдикцией, создающих базис для основы рынка, фондовому рынку мало на что можно опереться, а дополнительные вливания создают спекулятивный рост, но не доходят до новых производств (дешевое финансирование) и компаний. Те, в свою очередь, не могут удовлетворить инвесторов (настоящих, а не спекулянтов) проработанными инвестиционными планами, т.е. требуют денег, но без конкретных точек развития, поэтому приходится вкладываться туда, куда можно.

Эта ситуация, уверен Александр Шустов, нервирует НПФы и ЦБ, но пока не сдвинется с места «инкубатор» для создания кадров и инфраструктура для развития молодых специалистов не совершит качественный скачок, уже существующие мощности не позволят эффективно переработать поступления средств из бюджета. Идея АНПФ интересна, но пока необходимо готовить пенсионную систему к эффективной работе с уже существующими деньгами и клиентами, чтобы даже скептически настроенные члены правительства признали ее готовность к получению нового источника пополнения активов.