Как сообщил Росстат, цены на автомобильный бензин и дизельное топливо в РФ с 10 по 16 июля выросли на 0,1%. Подъем незначительный, но участники рынка констатируют, что повышение цен с начала года уже обогнало инфляцию, а в целом в 2017 году розничные цены на автомобильный бензин будут расти, причем выше инфляции, несмотря на значительный возможный профицит топлива.
Согласно данным статистического ведомства, в 27 центрах субъектов РФ отмечался рост цен на бензин автомобильный. Больше всего цены на него увеличились в Чите – на 0,8% и в Самаре – на 0,6%. Снижение цен на бензин зафиксировано в Перми, Смоленске, Рязани, Владимире – на 0,1-0,2%.В Москве и в Санкт-Петербурге за прошедшую неделю цены на бензин автомобильный не изменились.
Средняя цена бензина на 17 июля составила 38,12 рубля за литр. Средняя стоимость марки Аи-76 (Аи-80) выросла по сравнению с 10 июля на 5 копеек и составила 34,4 рубля за литр. Цена Аи-92 (Аи-93) выросла на 2 копейки и составила 37,03 рубля за литр, стоимость марки Аи-95 и выше увеличилась на 2 копейки и составила 40,06 рубля за литр. Цена дизтоплива выросла на 2 копейки и составила 38,05 рубля за литр.
Между тем, отмечается в исследовании Vygon Consulting "Нефтяная отрасль России: итоги 2016 года и перспективы 2017-2018 годов", ввод новых мощностей по производству автобензина и стагнация внутреннего спроса в РФ привели к увеличению его профицита. Но, пишет агентство «Прайм» со ссылкой на данные исследования, цены на бензин в России в нынешнем году вырастут в среднем на 7,3-8,5%, что выше прогнозируемой инфляции.
Основные причины — рост европейских цен, снижение таможенных пошлин и отложенный эффект по переносу прошлогоднего увеличения акциза. При этом эксперты считают такое повышение цен экономически обоснованным. При этом эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев отмечает, что в России 62% в окончательной цене бензина составляют налоги и менно этот фактор определяет их динамику.
Рост цен на бензин и соответствующие прогнозы связаны с инфляционными ожиданиями, полагает консультант Swiss Appraisal Александр Пензин. Цена бензина, отмечает он, растет вместе с ценами на нефть, однако когда нефть падает, бензин не снижается вслед за ней, так как производители, как и любые другие предприниматели, не будут намеренно сокращать собственную прибыль. Одним из факторов, способных сократить цены у уже существующих владельцев бензоколонок, является появление конкурентов с низкими ценами.
Ни для кого не секрет, что осенью значительную часть стоимости бензина составляют акцизы, и в этом году мы видели их существенное повышение, которое было переложено на потребителей только частично, соглашается ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. Соответственно это создает очень весомые предпосылки для роста цен в будущем. Российский рынок нефтепродуктов очень сильно зависит от внешней конъюнктуры, поскольку зачастую, с учетом особенностей регулирования нефтеперерабатывающей отрасли, компаниям выгоднее импортировать сырую нефть, и в этом контексте производство бензина может быть просто нерентабельным. Именно поэтому мы постоянно видим стремление нефтянников поднять цену на топливо в условиях, когда власти оказывают сильное давление для того, чтобы избежать возникновения дефицита на рынке. По оценкам Amarkets, в этом году розничные цены могут вырасти на 7-8%, но риторика властей по этому поводу будет очень жесткой, что является сдерживающим фактором.
Цена бензина на 50% и в самом деле, объясняет генеральный директор ИК "Форум" Роман Паршин, формируется размером налогов: акциза, НДПИ, вывозной пошлины, и поэтому является очень удобным инструментом для пополнения дефицитного бюджета, при этом незаметным для большей части населения. Все привыкли, что цена бензина медленно ползет вверх, и, если она прибавит за год «лишние» 1-1,5 рубля, то социального взрыва это не вызывает. Тем временем бюджет получает лишние 150-200 млрд рублей в год на одном только акцизе, который платят потребители, а ведь еще есть НДПИ, который платят нефтяные компании.
Дополнительно производители всех товаров, логисты знают о том, что акциз будет расти и в следующем году: с нынешних 10 130 рублей за тонну до 10 535 рублей за тонну в 2018 году и до 10 957 рублей в 2019 году за автомобильный бензин 5-го класса, а значит, они будут опережающими темпами повышать цены на свою продукцию, значит, инфляция будет не такой, как ее ожидают - 4-5% в год, а уже 7-8% в год, и это только официальные цифры. Цены в России никогда не снижаются, это так называемый эффект храповика, цены идут только вверх или могут какое-то время быть стабильными на достигнутом уровне. И, считает аналитик, если говорить в общем, цена на бензин должна к концу 2019 года вырасти до 45 рублей за литр.
При этом, предупреждает Роман Паршин, нужно не забывать, что автомобилисты платят в бюджет дважды, а некоторые и трижды: акциз, транспортный налог и различные сборы с большегрузов. Объяснить такое множественное налогообложение с рациональной точки зрения невозможно. Бензин в современной экономике является продуктом первой необходимости, социально значимым продуктом, при этом Россия является мировым лидером по нефтедобыче, значит, цена внутреннего рынка должна соответствовать этому статусу. На самом деле, ожидает эксперт, нас могут ждать даже еще более высокие цены на бензин, если начнет реализовываться программа модернизации российских НПЗ и постройка новых: за все это должен будет заплатить потребитель. Для общего экономического роста дорогой бензин — это серьезный тормоз.