Американская вонючка
Новой жертвой не стихающего скандала, связанного с фальсификацией немецким автопроизводителем Volkswagen (VW) результатов проверок двигателей на выхлопы, который получил название «дизельгейт», может стать сама топливная технология. Недовольство потребителей дизельным топливом, которое совсем недавно считалось в Европе и экономичным, и чистым, может перерасти в открытый бунт.Сейчас тлеющий скандал вновь угрожает превратиться в большой огонь. Масла в него подлила Еврокомиссия, которая на этой неделе подтвердила, что антимонопольный регулятор расследует обвинения в картельном сговоре немецких автомобильных гигантов. В числе прочего речь идет и о сговоре с целью внесения изменений в оборудование, которое проверяет выхлопные газы автомобильных двигателей на вредные вещества. Журнал Spiegel, раскрутивший новый виток «дизельгейта», в частности утверждает, что Volkswagen, Daimler и BMW в 2006 г. договорились ограничить размеры баков для жидкости, которая нейтрализует пары оксидов азота. Volkswagen и Audi (а это один концерн) признали вину, а Daimler и BMW пока все отрицают.
Серьезная опасность сейчас угрожает не только дизельному топливу, оказавшемуся в центре скандала, но и технологиям, которые имеют решающее значение для европейского и особенно немецкого автопрома. После начала «дизельгейта» в 2015 году у общественности, можно сказать, раскрылись глаза на дизельное топливо. Поначалу фальсификацию тестов на чистоту выхлопа автомобилей VW обнаружили в США и можно было предположить, что это часть конкурентной борьбы. Но затем европейцы поверили, что дизтопливо таит угрозы для их здоровья, и, как нетрудно догадаться, начали возмущаться.
Из князи в грязи
Автопроизводители быстро почувствовали перемену настроений покупателей на своих кошельках – продажи автомобилей с дизельными двигателями начали резко падать. В первые шесть месяцев 2017 года продажи «дизелей» сократились в Великобритании на 10%, в Германии – на 9%, во Франции – на 7%. Растет список европейских городов, власти которых могут вообще запретить ездить на дизельных авто. Ажиотаж сейчас настолько велик, что вопрос дизельных двигателей и дизельного топлива превратился уже и в политическую проблему. Немецкие политики и автопроизводители соберутся в Берлине в августе на «саммит» по этому вопросу.Для автопроизводителей «дизель» не просто очередная модель, которая выходит из моды, как, например, в свое время кассетные магнитофоны. VW, Mercedes-Benz и другие автомобильные концерны потратили десятилетия и десятки миллиардов долларов, чтобы убедить европейцев в том, что дизельное топливо не только экономичнее бензина, но и менее вредно для окружающей среды и здоровья самих людей. В этом они преуспели: до «дизельгейта» автомобили с дизельными двигателями составляли более половины машин, продаваемых в Европе. В США и Азии, кстати, картина иная – там «дизели» занимают лишь небольшую долю авторынка. Политики, особенно, немецкие помогли автопроизводителям сделать так, чтобы дизельное топливо стоило на автозаправках дешевле бензина.
Выхлоп докатился до Меркель
В 90-е годы прошлого века VW, Mercedes и BMW первыми объединили компьютерную технологию, электронный впрыск топлива и турбонаддув, что позволило сделать дизельные двигатели тише и чище по сравнению со старыми двигателями. Экономия топлива тоже стала большим плюсом для BMW, Daimler и Audi и позволила им достичь доминирующего положения в сегменте автомобилей премиум-класса в Европе, где цена дизельного топлива нередко в 4 раза превышает цену бензина в США.Лимузины очень важны для автопроизводителей, потому что они приносят больше прибыли по сравнению с авто средней стоимости. Очевидно, что продавать бензиновые версии Audi Q7 или BMW X7, как менее экономичные, немецким автопроизводителям будет труднее.
«Дизельгейт» стоит в повестке парламентских выборов, которые пройдут в Германии в конце сентября. Ангелу Меркель критикуют за то, что она является главным лоббистом немецкого автопрома. Берлин действительно обращался в Брюссель с просьбой выделить субсидии на дизельное топливо. Канцлер Меркель однажды даже открыто пожаловалась калифорнийским чиновникам на то, что в этом штате слишком строгие, по ее мнению, ограничения автомобильных двигателей по азотным соединениям.
Концентрация сил и средств на «дизелях» привела к тому, что немецкий автопром медленнее работал над созданием гибридов, которые могут заменить дизельные автомобили. Сейчас это отставание сказывается на продажах.
Обиделись на ДВС
Опасность существует, конечно, и для производителей недорогих автомобилей, таких, например, как Fiat, Renault, Peugeot и Citroën. Им придется модернизировать оборудование, замеряющее выбросы в атмосферу, потому что сейчас к этому вопросу привлечено повышенное внимание. Не исключено, что уже через год-другой цены на эти авто поднимутся и они могут быть сняты с конвейеров.Сейчас все больше европейцев понимают, что «чистый дизель», мягко говоря, не очень соответствует действительности. Дизельные двигатели, действительно, сжигают топливо эффективнее бензиновых двигателей, которые по-прежнему доминируют в Америке, и выбрасывают в атмосферу меньше СО2, главного виновника глобального потепления. Но с другой стороны, дизельные автомобили выбрасывают в воздух и больше оксидов азота, которые не только создают смог, но и провоцируют астму и другие легочные заболевания.
Сейчас ситуация изменилась. Европейские автопроизводители испытывают сильное давление. Обвал популярности дизельного топлива и дизельных двигателей ставит под сомнение главную стратегию немецкого автопрома.
Автопроизводители пытаются сейчас продавать больше электромобилей. BMW, например, заявил во вторник, что в 2019 году начнет выпускать полностью электрическую модель популярного Mini, а в Volvo сообщили, что прекратят работать над двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Однако даже резкий переход на гибриды и электромобили не в состоянии компенсировать потери от снижения продаж «дизелей» в краткосрочной перспективе. Франция намерена окончательно запретить продажу автомобилей, работающих на дизельном топливе, к 2040 году. Многочисленные города на континенте: Мадрид, Париж, Мюнхен, где находится, кстати, головной офис BMW, Штутгарт и другие, хотят запретить продажу машин со старыми дизельными двигателями. Кстати, потенциальный запрет – главная причина массового отказа покупателей от «дизелей». Потребители боятся, что на «дизелях» просто не смогут проехать в центр своего города.