Счет за всё

Геннадий Петров
26 июля 2017, 12:01

Принятый палатой представителей Конгрессе США законопроект HR3364 «О противодействии противникам США посредством санкций» в своей «российской» части не известно, кому больше противодействует, России или собственному президенту Трампу. Он не слишком ухудшает и без того плохие отношения и слабые экономические связи двух наших стран, но открывает определенный простор для маневра в отношении ЕС.

ТАСС Автор: Михаил Метцель
Президенту США подложили санкции
Читайте Monocle.ru в

Законопроект «О противодействии противникам США посредством санкций» был поддержан нижней палатой конгресса почти единогласно (419 голосов против трех) и стал внушительным свидетельством недоверия Трампу и его внешней политике на российском направлении. В этом документе, ставшем плодом компромисса противников главы государства из числа Демократической и Республиканской партий, затронуты все санкционные меры, касающиеся России, Ирана, КНДР и международного терроризма. Однако нашей стране уделено более половины из 184-страничного текста документа. В нем упомянуты отнюдь не только Украина и предполагаемое вмешательство в американские президентские выборы, а буквально все претензии к нашей стране, по которым вводились санкции: от дела Магнитского до «поддержки кровавого режима Асада».

Главное в законопроекте – то, что санкции, введенные указами Барака Обамы, обретают силу закона. Это значит, что отменить их своим решением Трамп не сможет. Ему потребуется согласие обеих палат конгресса, которого, учитывая крепкие антироссийские настроения законодателей, в обозримом будущем ожидать не приходится. Более того, в законопроекте есть оговорка, позволяющая конгрессменам заблокировать любое решение главы государства, которое, как сказано в документе, «касается значительного изменения политики США» в отношении России. Самому же президенту вменяется в обязанность при необходимости расширять санкционный список лиц и организаций «нарушающих суверенитет и территориальную целостность» Украины – то есть, проще говоря, связанных с Крымом и непризнанными республиками Донбасса. Сейчас у Трампа есть только право вводить такого рода санкции. Право, которым он пока не спешил пользоваться.

Вопреки опасениям, санкции против проекта «Северный поток-2» в законопроекте не обговорены детально. Подчеркивается лишь необходимость правительства США противодействовать его строительству. Несомненно, отсутствие конкретики в данном случае объясняется жесткой реакцией ЕС на намерение помешать строительству «Северного потока». Речь шла даже о возможном введении европейских контрсанкций против США. Тем не менее, ЕС не может не насторожить оговоренная в законопроекте поддержка, очень неоднозначно воспринимаемым, прежде всего, в Германии, планам Трампа, сделать экспорт американских энергоресурсов в Европу своим приоритетом. Это значит, что претензии европейских союзников к Вашингтону в связи с законопроектом так или иначе будут.

Но в общем для президента США это, конечно, чувствительное поражение. И это при том, что старался продемонстрировать, что не пойдет на уступки Москве. Делались соответствующие заявления, в команде Трампа один за другим появлялись фигуры, пользующиеся репутацией настроенных антироссийски. Не помогло.

Теоретически у Трампа есть еще возможность взять реванш. Законопроект, конечно, пройдет сенат – ведь именно там он и был предложен и разработан в первой редакции. Есть уже межпартийная договоренность о принятии документа в ускоренном режиме. Однако президент может либо наложить вето, либо действовать более изящно – не подписать его до 31 июля, времени парламентских каникул. Тогда документ придется внести заново, но уже в новой редакции, осенью. Оба варианта для Трампа крайне рискованны. Пойти на них президент решится, только если у него будут очень веские аргументы. Однако, едва ли они сейчас у Трампа найдутся.

Радует лишь то, что законопроектом отношения России и США не будут ухудшены. Они останутся такими же плохими, как и есть. Кроме того, законопроект открывает пока еще призрачную, но возможность для антиамериканского, по сути, сближения России и ЕС. Ведь, санкционируя энергетическую политику президента и давая «добро» на противодействие «Северному потоку-2» конгрессмены продемонстрировали, что интересы стран Евросоюза им глубоко безразличны. Бороться с антиевропейскими инициативами Трампа они не станут. А значит, ЕС, волей-неволей придется задумываться об осторожной смене геополитических приоритетов.