«Сименс» затягивает «Ласточки» в политическую турбину

Александр Лабыкин
обозреватель «Монокль»
27 июля 2017, 20:51

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Немецкий машиностроительный концерн «Сименс» продолжает упорно «стрелять в ногу» самому себе, угрожая  судом и разрывом отношений своим российским партнерам по бизнесу за то, что они поставили в Крым произведенные  на совместном предприятии с германцами газовые турбины. И хотя все указывает на то, что частично локализованный в России «Сименс» давно знал о возможности комплектации новых теплоэлектростанций в Крыму этими турбинами, похоже, что выкручивание рук партнерам ему понадобилось, чтобы избежать санкций со стороны Евросоюза и США. Однако такое поведение немецкой компании в итоге может привести к появлению у нее проблем в других секторах: не исключено, что РЖД откажется от крупного заказа на электропоезда «Ласточка» для Крыма. Их производством занимается предприятие «Уральские локомотивы», один из совладельцев которого – Сименс.

Удар в спину

Концерн «Сименс» в России знают еще с 1850 года, когда немцы впервые установили у нас два телефонных аппарата. С тех пор компания сколотила состояние на бизнесе в России, участвуя еще в индустриализации СССР, а последние 25 лет – в модернизации новой России. В настоящее время «Сименс» продает в России медицинское оборудование, бытовую технику, электронику и прочее. Но главный их бизнес здесь – локализованные производства газотурбинных двигателей, локомотивов и электропоездов. Подвижной состав выпускается на совместном предприятии «Уральские локомотивы», в котором «Сименс» и группа «Синара» Дмитрия Пумпянского имеют равные доли.

В 2011 году в Санкт-Петербурге «Сименс» и АО «Силовые машины» Александра Мордашова организовали совместное предприятие «Сименс технологии газовых турбин» с долями в 65% и 35% соответственно для производства энерготурбин большой мощности. Совместная компания была изначально обеспечена крупными заказами, а именно – дочернее предприятие «Ростеха» «ВТ Технопромэксопорт» (ТПЭ) заказала четыре газотурбинных двигателя большой мощности. Для обслуживания турбин теперь уже вместе с ТПЭ «Сименс» основал ЗАО «Интеравтоматика», получив в нем 45,7%. Выплаты в том числе за эти четыре газовые турбины позволили концерну существенно нарастить доход от российских проектов, который составил  в прошлом году 1,2 млрд евро.

Как только турбины оказались на полуострове, с подачи европейских СМИ грянул скандал, в котором «Сименс» обвинили в нечестной конкуренции, то есть в нарушении санкционного режима и поставках стратегической энерготехники в Крым. Поначалу руководство концерна отнекивалось, но потом «признало», что их якобы обманули российские партнеры, переправив турбины из Тамани в санкционный Крым.

Технические эксперты сразу же заверили мировую общественность, что базовые турбины «Сименса» были переоснащены российскими  деталями, а глава Минпромторга Денис Мантуров подчеркнул, что в крымских ТЭС будут применены турбины, выпущенные в России с «использованием элементов зарубежного производства». Более того, ТПЭ  начала модернизировать эти турбины специально, чтобы защитить немецкого партнера от возможных наказаний со стороны ЕС. Но вместо адекватного ответа российские партнеры получили от «Сименс» иски, угрозу отказаться от обслуживания турбин, не участвовать во вводе их в эксплуатацию и даже вовсе выйти из состава учредителей совместных предприятий.

«Ласточки» пролетят мимо Крыма?

По сути оказалось, что все действия «Сименс» - это не только  удар в спину своим российским партнерам, но  и осложнение политического фона для России.  Вместо того чтобы сгладить ситуацию представленными доказательствами того, что турбины состоят большей частью из деталей российского производства, «Сименс» начинает сам нагнетать обстановку, заявляя в Брюсселе, что не спустит россиянам с рук такого «обмана». Дошло до того, что уже в МИД ФРГ признали, что скандал с «Сименс» скажется на двухсторонних отношениях Германии с РФ. Руководитель Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп высказался в СМИ, что в ситуации с «Сименс» подрываются «доверительные отношения совместного бизнеса» (Германии и России).  То, что разрыв отношений с российскими партнерами может принести «Сименс» не только издержки в других отраслях, но и потерю российского рынка спецтехники, признал и глава немецкого центра изучения Европы Штефан Майстер.

Вполне резонно предположить, что российские компании вряд ли теперь могут рассматривать «Сименс» как партнера в долгосрочных проектах, чтобы потом не столкнуться со срывом контрактов и поставок ввиду политических игр партнера. А одним из таковых может стать производство локомотивов и электропоездов для РЖД с последующей поставкой в Крым. Министерство транспорта РФ и ФГУП «Крымские железные дороги» планируют восполнить недостаток электропоездов на полуострове за счет поставок электропоездов Desiro концерна Siemens AG. Точнее, тех самых «Ласточек», которые «Сименс» производит вместе с «Синарой» в Свердловской области. Немецкий концерн готов вместе с партнерами из России поставить и локомотивы. Важно отметить, что как и в случае с уже заключенным контрактом на поставку до 2020 года для РЖД 1200 вагонов электропоездов и электровозов на сумму более 2 млрд евро, речь идет о бюджетных деньгах, и о транспортной безопасности Крыма, в котором пассажиропоток пригородных поездов растет по 30-40% в год. 

Сейчас вероятно «Сименс» попробует  проявить последовательность и выйти из состава учредителей двух дочерних компаний в России по части турбин. Но согласится ли теперь РЖД иметь с ними дело в части электропоездов? Наверняка на Западе найдутся те, кто станет доказывать, что новейший электропоезд – тоже энергооборудование, а не  просто транспорт. И тогда с поездами может начаться та же история, что и с турбинами.