Все последние дни мировые лидеры усиленно готовились к саммиту Большой Двадцатки. Ким Третий запустил ракеты над Японией для того, чтобы уважаемые люди в Гамбурге о нем вспоминали, председатель Си приехал к президенту Путину для того, чтобы согласовать позиции. А Дональд Трамп отправился в Польшу, на «саммит трех морей» — слет лидеров восточноевропейских государств. Где похвалил Восточную Европу (особенно Польшу) и поругал Россию (которая-де угрожает региону, дестабилизирует Украину и другие страны).
Зачем Трамп в Варшаву летал
Зачем Трамп поехал туда? За тактическими и стратегическими выгодами.
Тактической выгодой было, безусловно, усиление переговорной позицией перед встречей с Владимиром Путиным. Да, Трамп ранее давал понять, что не заинтересован в противостоянии с Россией на восточноевропейском направлении, однако на переговорах нужно использовать все козыри, даже те, которые вроде как не нужны. Кроме того, Трамп был тактически заинтересован в защите своих тылов. Американскому лидеру нужно отыграть русофоба для того, чтобы его не критиковали дома за какие-либо соглашения с Владимиром Путиным (отчасти в рамках этой линии он и приглашал в Вашингтон Петра Порошенко).
Стратегической же задачей американского президента было укрепление своих позиций в Восточной Европе для того, чтобы конфликтовать с Западной.
Сказать, что Западная Европа Трампа не любит – это ничего не сказать. Внешнюю политику нынешнего президента США одобряет лишь 11% немцев, 17% голландцев, 14% французов и 7% испанцев. Разве что в Италии, где любят эксцентричных людей, у Трампа все хорошо правда, по меркам Западной Европы (25% на фоне 7% — очень хороший результат). Последний саммит G8 прошел настолько неудачно, что по его итогам Ангела Меркель заявила: Западной Европе пора идти своей дорогой. «США медленно, но верно теряют рычаги управления Европой, сформированные еще в период Холодной войны. Это очень медленный и не всегда очевидный процесс, но тенденция прослеживается. Поэтому США перемещают свои военные базы в более лояльные им страны ЕС, делают ставку на влияние посредством них», — говорит «Эксперт Online» доцент Высшей школы экономики Дмитрий Офицеров-Бельский.
Правильные союзники
В данном случае более лояльными странами являются восточноевропейские государства. Во-первых, так исторически сложилось: после развала Варшавского Договора Восточная Европа всегда ориентировалась на Соединенные Штаты, а в каких-то вопросах даже доказывала свою ориентацию на практике. «В свое время Польша была наиболее серьезно представлена среди стран континентальной Европы в Ираке и вообще является очень верным союзником США в НАТО, несмотря на любые перипетии. В частности, польское руководство совершенно согласно с позицией Трампа относительно повышения уровня оборонных расходов», — говорит Дмитрий Офицеров-Бельский.
Во-вторых, этим странам куда больше импонируют антиглобалистские и националистические заявления Трампа, а особенно его ставка на национальный суверенитет. И этим они очень отличаются от своих западноевропейских коллег по ЕС. «Большинство жителей Западной Европы ощущают себя комфортно в рамках светской, постмодернистской, либерально-технократической интеграционной модели, которая размывает национальный суверенитет. Для некоторых европейских федералистов размывание этого суверенитета – не цена интеграции, и даже вообще не предмет беспокойства, а сам по себе смысл федералистской политики. В противовес этому, посткоммунистическая Европа наслаждается благосостоянием и возможностями, которые дает экономическая интеграция, но очень осторожно относится ко всему, что ущемляет их национальную идентичность. Слишком много они страдали ради того, чтобы сохранить свой суверенитет при власти коммунистов», — пишет американская CNN.
Да, восточноевропейским националистам не нравятся пророссийские взгляды Трампа, однако, несмотря на это, его рейтинг одобрения в Восточной Европе выше, чем в Западной. Внешнюю политику главы Белого дома поддерживают 23% поляков и 29% венгров. И Трамп произносил в Польше антироссийские спичи в том числе и для того, чтобы повысить эти цифры.
Его заявление о том, что «мы хотели бы укрепить связи с вашим регионом» — не пустые слова. Если хозяину Белого дома удастся заручиться поддержкой Восточной Европы, то он будет использовать ее для борьбы со своими противниками в Брюсселе, в Берлине, а также в Париже, если Эммануэль Макрон все-таки решится присоединиться к крестовому походу либералов-глобалистов против Трампа.
В выигрыше все
Что же касается Восточной Европы, то для нее это не паразитизм, а симбиоз – она тоже много получит от союза с Трампом. На сегодняшний день восточноевропейские националисты — парии в ЕС. Брюссель не просто критикует их усилия в деле защиты собственного суверенитета, но и готов карать за непослушание (в частности, ввести санкции против Польши, Венгрии и Чехии за отказ принимать беженцев). Имея поддержку Вашингтона, Восточная Европа будет чувствовать себя гораздо увереннее, а в каких-то вопросах даже наглее. Более того, «в Польше, а также в Румынии, рассчитывают, что после Брексита они станут ключевыми партнерами США в ЕС и их роль как союзников существенно возрастет», — считает Дмитрий Офицеров-Бельский.
Впрочем, у этого симбиоза есть и третий победитель. Россия.
Сейчас Москва не мешает игре Трампа. Российские чиновники и генералы не стали выступать ни с какими громкими заявлениями из серии «это кто тут еще дестабилизатор», «собрались русофобы», и «ДБ», а пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, комментируя россказни о дестабилизирующей роли России, лишь лаконично отметил, что Москва «не согласна с таким подходом». Понимание и прощение Кремля объясняется просто.
Во-первых, российское руководство уже давно обращает внимание не на слова Трампа, а на его действия. Во-вторых, всем понятно, что американский президент, прибывший в Варшаву искать поддержки польских националистов, не мог сказать ничего иного. Наконец, в-третьих, Кремлю в чем-то выгодна поддержка Трампом Восточной Европы против Западной. Ведь в этой ситуации Берлину, Парижу и Брюсселю нужно будет отвечать Трампу. И нет более удачного ответа, чем за спиной американского президента отправиться к Путину налаживать отношения. Это смешает все карты хозяину Белого дома — ну и, конечно, усилит позицию Москвы.