Нынешний год стал годом беспрецедентного роста этого нерегулируемого рынка, причем десятки новых валют появляются каждый месяц в форме «первичных предложений монет», или ICOs.
В начале 2017 года рыночная капитализация всех существующих криптовалют равнялась примерно 17,5 млрд долл., а биткойн составлял почти 90%. Сейчас общая капитализация уже около 120 млрд, а доля биткойна всего 46%.
«Это просто создало новую ценность из ниоткуда», — сказал Роб Моффат, партнер в Balderton Capital, лондонской компании венчурного капитала. «Все это основано на общественном восприятии, поэтому вы можете увидеть некоторые, действительно странные явления».
Криптовалюты — называемые так потому, что для обеспечения безопасности транзакций используется криптография — разрешают анонимные расчеты между отдельными пользователями без помощи банков. Они используют технологию blockchain, которая обеспечивает, чтобы цифровые деньги нельзя было копировать и тратить не один раз.
Миллиардер, американский инвестор Говард Маркс сравнивает этот рынок с пузырем доткомов на рубеже веков, взрыв которого он предсказал. Но сторонники криптовалют говорят, что 2017 год — это только начало подъема рынка. Они утверждают конечную природу этих валютных единиц: например, то, что никогда не будет более 21 миллиона биткойнов, а также то, что технологические инновации обеспечат им прочную ценность.
Криптовалюты основном используются для спекулятивных торговых целей. Тем не менее, есть признаки их признания истеблишментом; так, главный соперник биткойна, ethereum была опробована ООН в качестве способа распределения средств сирийским беженцам.
Но многие новые «токены» криптовалют уже лопнули после старта в начале года, что вызывает наибольшую тревогу. А «Бесполезный токен ethereum», который, как представляется, был создан как способ показать, насколько бесполезны многие из ICOs, тем не менее меняется по 3 цента за единицу. «Никакой ценности, никакой безопасности и никакого продукта. Только я, тратьте деньги», — говорится на его сайте.
Это новая цифровая территория, и как быстро она разрастается, можно лишь догадываться. «Будут ли некоторые из этих (валют) уходить? Конечно, — сказал Мигель Виас из третьей по величине на этом рынке Ripple. — Мы собираемся увидеть дарвинизм в режиме реального времени. Только сильные выживут».