Растут расходы и кредиты
Согласно данным исследования Нацбюро кредитных историй (НБКИ) и агентства «Автостат», во втором квартале 2017 года в кредит куплено 169,1 тысяч легковых автомобилей, это наивысший квартальный показатель с 2015 года. Год к году рост составил 25,5%, рост к предыдущему кварталу —33,9%.
Если учесть, что почти половина машин продается в кредит (46,5% во 2-м кв. с. г.), то это очень значимые показатели роста рынка как такового.
Во многом они связаны с «улучшением ситуации с реальными расходами населения, которые растут», считает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. Кроме того, говорит он, ожидается улучшение с реальными доходами граждан.
Из-за увеличения цен и падения доходов, покупатели вынуждены прибегать к заемному финансированию. И часто объемы кредитов оказываются выше, чем раньше. Стоит также отметить большое количество программ лояльности и сниженных ставок, а также расширение госпрограммы льготного автокредитования. Это делает автокредиты весьма выгодными и популярными. Кроме того, банки заметно снизили требования к заемщикам. Рост, ожидает Артем Деев, продолжится в ближайшие 9-12 месяцев, но его темпы, скорее всего, снизятся.
Ударили госпрограммой
Данная статистика свидетельствует как минимум о двух фактах, комментирует данные гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Во-первых, мы наблюдаем вектор на восстановление рынка новых автомобилей, проседавшего более пяти лет до наступления 2017 года, во-вторых, результат реализации самой масштабной в истории программы государственной поддержки автопрома и смежных сфер — автокредитования и страхования.
По итогам первых шести месяцев текущего года рост продаж новых коммерческих и легковых автомобилей составил 6,9% к уровням аналогичного периода прошлого года, отмечает он, при этом пик роста пришелся не на удачный для экономики первый квартал, когда наблюдались годовые максимумы по нефти, а рубль стремительно набирал силу, а на второй квартал (рост сразу на 12%). Получается, что населением двигали несколько иные, не связанные с макроэкономическими показателями, причины для покупки автомобиля.
Но большой тайны тут нет, считает эксперт: весной, то есть как раз во втором квартале, Минпромторг сделал сразу несколько важных шагов навстречу рынка. Во-первых было принято окончательное решение по продлению программ льготного автокредитования, трейд-ин и утилизации. Во-вторых, верхняя планка цены для приобретаемых в ее рамках автомобилей была повышена с 1,15 млн рублей до 1,45 млн: казалось бы, речь идет всего о 300 тысячах рублей.
Но с учетом того, что с начала действия программы цена автомобилей в бюджетном сегменте росла на 10-15% в год, к началу второго квартала под ее критерии подпадали всего 5-6 моделей в достаточно скудной комплектации. «Индексация» программы позволила вернуть былое разнообразие хотя бы отчасти, что в принципе повысило интерес к ней со стороны широких слоев населения.
Появились программы «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль», «Свое дело»…, в рамках которых, в теории, вдобавок к субсидированному кредиту, покупатель может получить еще и 10% скидки на автомобиль. В полной мере программы, правда, запускаются со значительными проблемами.
Наконец, по итогам первого полугодия средняя ставка (с учетом скидки по программе государственной поддержки) снизилась до 12,32% годовых.
Автокредитование растет вопреки снижению реальных располагаемых доходов населения благодаря расширению участия государства в поддержке автопрома, констатирует Александр Шустов. Это привносит в положительную динамику признаки искусственности, однако даже такой рост, обеспеченный многомиллиардными вливаниями из бюджета, является для рынка безусловным благом.
Если говорить о перспективах, то, считает эксперт, подъем в сфере автокредитования продолжится как минимум до конца текущего года, количество выданных кредитов вырастет на 30-35% по отношению к прошлому году, при этом объемы кредитования вырастут на 40-45% в связи с повышением верхней планки цены нового автомобиля.