В банках зазвучит хор вкладчиков

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
28 августа 2017, 16:33

Банки заставят внедрять удаленную идентификацию клиентов, для чего они будут собирать биометрические данные клиентов. Сдавать их мы не обязаны и польза от нововведений пока непонятна. Возможно, это повысит безопасность и сделает удобнее жизнь тех, кто открывает много счетов, а в перспективе поможет перейти к бескарточным банкоматам

Стоян Васев/ТАСС
Банк России призвал банки собрать коллекцию голосов
Читайте Monocle.ru в

Банк России предлагает обязать все российские кредитные организации собирать изображения лица и голосовые слепки россиян и отправлять эти данные в единую биометрическую систему (ЕБС). Как пишут «Известия» со ссылкой на собственные источники, знакомые с законопроектом, информация будет необходима для внедрения удаленной идентификации клиентов.

Документ обязывает банки установить оборудование для сбора биометрических данных в каждом регионе — пропорционально, в зависимости от масштаба сети отделений, к марту 2018 года. Граждане же ни к чему не обязывают, но те, кто пожелает сдать биометрические параметры, сможет становиться клиентом любого банка без посещения его офиса.

С био — дороже

Подготовка законопроекта обязывающего все банки собирать биометрические данные вызывает смешанные чувства, комментирует директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский. С одной стороны, сбор биометрических данных мера вынужденная, так как процесс идентификации пользователей по биометрическим данным существенно повысит уровень безопасности и позволит сократить число мошенничеств при обращении к банковским услугам, которых с каждым днем фиксируется все больше.

С другой стороны, продолжает эксперт, расходы с большой долей вероятности лягут на плечи клиентов, которые и оплатят все эти затраты, так как банки непременно включат свои расходы в стоимость банковских услуг. А расходы банков могут быть очень существенные: закупка оборудования для сбора биометрических данных, модернизация ITсистем, найм новых сотрудников и обучение персонала в отделениях.  

С точки зрения соблюдения федерального закона 152-ФЗ «О персональных данных», то никаких противоречий в законодательной инициативе нет, уверен Валентин Островский. Банки просто дополнят формы согласия на обработку персональных данных пунктами о биометрических данных, у некоторых они уже есть в таких соглашениях.

Лицо и голос не забудьте

Биометрическая идентификация уже давно вошла в нашу повседневную жизнь, напоминает менеджер по развитию бизнеса Meta System Сергей Вислов. Достаточно вспомнить биометрические паспорта, снятие отпечатка пальцев в посольствах или при въезде в страну. Банки также активно внедряют подобные технологии, например, идентификацию по голосу. Сегодня это используется в основном для защиты от мошенничества — если кто-то позвонит в банк от лица клиента, то несовпадение голоса инициирует тревогу во внутренней системе безопасности и, что наиболее вероятно, защитит от мошенничества.

Другие варианты биометрической идентификации — это фотография лица или сетчатки глаза. В большинстве случаев процедура считывания информации и ее сверки максимально проста: голос записывается и сравнивается во время разговора, отпечаток пальца снимается с помощью прикладывания к специальному считывателю, а для фотографий используются специальные камеры.

И все же, считает Сергей Вислов, биометрическая идентификация не является панацеей. Но чем больше средств идентификации — тем безопаснее. Преимущества такой идентификации в том, что в большинстве случаев она проводится быстрее и удобнее, чем, например, ввод пароля. Пароль можно не помнить, а вот лицо забыть не получится, заключает аналитик.

Кредиты дешевле не станут

Остается открытым вопрос: будут ли банки ориентироваться на более или менее приятный, солидный голос, а также внешность, при определении того, дать или не дать кредит или какой должен быть процент по нему?

Нет, не будут, ответил эксперт правового центра «Общественная Дума» Антон Соничев», поскольку это не решающий критерий при принятии решения о выдаче кредита или предоставлении ипотеки. Платёжеспособность заемщика — вот главный фактор, который как оценивался, так и будет продолжаться оцениваться кредитными организациями. Для этого банки в первую очередь будут изучать кредитную историю клиента, его место работы, уровень заработка, будут, как минимум, проверять наличие судимости и открытых и неисполненных исполнительных производств. Приятная внешность и голос потенциального заемщика — последнее, на что будут ориентироваться банки при привлечении клиентов.