Согласно данным Федеральной таможенной службы, которые приводит FINMARKET.RU. импорт легковых автомобилей в Россию в январе-июне 2017 года снизился на 8%, составив 112,9 тыс. единиц, по сравнению с 122,7 тыс. штук за тот же период годом ранее.
В то же время экспорт легковых автомобилей из РФ в первом полугодии 2017 г. вырос почти на 30% — до 43,2 тыс. штук, на общую сумму 697,6 млн долларов. Практически вдвое вырос экспорт в страны дальнего зарубежья – он составил 20,9 тыс. машин на сумму 387,5 млн долларов по сравнению с 10,5 тыс. машин на 256,8 млн долларов годом ранее. Экспорт в страны СНГ, напротив, несколько упал: было продано 22,3 тыс. шт. (-2,6%) на сумму 310,2 млн долларов.
Резервы есть
По оценке директора Центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрея Коптелова, объем используемых производственных мощностей составляет сейчас в России лишь 53%, а внутренний рынок РФ не обеспечивает достаточного платежеспособного спроса.
Именно поэтому большинство российских автопроизводителей переориентировались на экспорт, что привело к его росту в первом полугодии почти на 30%. Однако потенциал экспорта автомобилей российской сборки, по его мнению, ограничен, как логистическими затратами, так и заградительными пошлинами других стран, полагает он.
Отметим, что одним из аргументов противников стимулирования российской промышленности является тот, что ее закрузка якобы близка к предельной.
Бюджетный импорт за 3 года рухнул
Импорт легковых автомобилей сокращается далеко не первый год, отмечает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. За последние три года, впрочем, процесс значительно усилился. Для сравнения, если за первые 7 месяцев 2017 года было ввезено почти 113 тыс автомобилей на сумму чуть более $3 млрд, то за аналогичный период 2014 года цифры были значительно выше: 434,7 тыс. единиц и $8,2 млрд соответственно.
Кроме того, за три года существенно изменилась структура импорта: если раньше в Россию ввозились автомобили всех ценовых сегментов, включая бюджетный, то сейчас он практически полностью состоит из машин премиального сегмента, для которого рост влияет на спрос незначительно.
Эти слова аналитика подтверждаются, кстати, данными о суммарной стоимости импорта: при падении объема в штуках стоимость ввоза, по приводимым FINMARKET.RU данным ФТС, составляет в январе-июне 2017 г. $3,011 против $2,598 млрд годом ранее. При том, что рубль с тех пор значительно укрепился.
Свои "ино"
Российский автопром спасла последовательная долгосрочная промышленная политика. Ее компонтенты: близкие к запретительным тарифы на импорт и одновременно крупные льготы для иностранных фирм, делающих в РФ инвестиции на сумму около 250 млн долларов. В последние годы к ним добавились активные меры по поддержке продаж.
После снижения курса российской валюты, говорит аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, стоимость импортируемых узлов и автомобилей выросла на 40-60%, а в рознице стоимость машин иностранных марок в течение первого периода кризиса выросла в пределах 15%. Это стало возможным благодаря локализации производства в России. Поскольку ее нет у китайцев, то даже их относительно дешевые машины стали куда менее конкурентоспособными.
В очень сжатые сроки абсолютное лидерство по продажам получили и продолжают удерживать три крупных производителя: Renault-Nissan (Лада, Renault, Nissan, Datsun), KIA и Hundai. Именно у них уровень локализации производства находится на максимальном, по сравнению с конкурентами, уровне. И именно их продукция оказалась максимально близкой к параметрам, заданным государством, определяющим возможность участия в программе господдержки.
Относительно стабильный рубль и низкие ставки по автокредитам, снижавшиеся вслед за изменением ключевой ставки, в первом полугодии 2017 года привели к тому, что впервые за почти 5 лет на рынке наметилось заметное долгосрочное улучшение: за 6 месяцев текущего года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей выросли почти на 7%, при этом наиболее ощутимо они росли во втором квартале, почти на 12% год к году. В конечном итоге оживление на рынке привело почти 30% росту производства автомобилей, наиболее востребованных на рынке.
Ударим экспортом по кризису
Оживление в российской экономике привело к определенному подъему и в государствах-сателлитах, экономически зависимых от России и являющихся, помимо прочего, крупнейшими импортерами продукции отечественного автопрома. Отсюда и 30% рост экспорта, полагает Кирилл Яковенко.
Экспорт в страны дальнего зарубежья практически полностью формируется за счет продукции АвтоВАЗа, которому для обеспечения загрузки собственных производственных мощностей, оказавшихся избыточными с учетом сворачивания внутреннего рынка, просто необходимо наращивать экспорт на рынки за пределами СНГ. Этим активно занимается администрация Николя Мора, в цели которой водит отправка на экспорт до 20% всей продукции.