Является ли Tesla Model 3 «прогрессом»

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
8 августа 2017, 09:27

Читайте Monocle.ru в

Многое, в том числе и прогресс, зависит от того, с чьей точки зрения оценивать его последствия и результаты. К примеру, колумнист агентства Bloomberg Тайлер Коуэн не согласен со всеобщим мнением, что новый четырехдверный электромобиль седан Tesla Model 3 следует считать прорывом в автомобилестроении, т.е. примером истинного прогресса.

По его мнению, машина, действительно, отличная, но называть ее стоит не «прогрессом», а убедительным примером «защитных инноваций». Суть термина заключается в том, что защитная инновация решает уже существующие проблемы, а не создает что-то новое.

Мысль Коэна интересна и предполагает, что большинство экспертов преувеличивает реальные темпы технологического прогресса. Очень часто сообщения об изобретениях, по мнению Коэна, не являются прогрессом, а всего лишь решают уже существующие проблемы, созданные нами самими. Решать эти проблемы, конечно, необходимо, но это не столько помогает человечеству двигаться вперед и повышать стандарты жизни, сколько мешает пятиться назад к старым стандартам.

Впрочем, относительно новой модели Элона Маска с Тайлером Коэном согласятся далеко не все. «Если это не прогресс,- скажут они,- то что же такое прогресс вообще?»
Новый электромобиль Tesla благодаря переходу с ископаемых источников топлива на электроэнергию позволит улучшить жизнь будущих поколений. Другой момент, на который они справедливо указывают – цена. Снижение стоимости Model 3 примерно на 30 тыс. долларов по сравнению с предыдущими электромобилями Tesla позволит отказаться от машин, работающих на ископаемом, грязном топливе новым тысячам людей. К тому же, Tesla обещает расширить применение новой технологии и распространить ее на автобусы, т.е. общественный транспорт, и грузовики.

Даже по жестким стандартам Коэна, это должно способствовать созданию новых, более высоких стандартов жизни. Это один из примеров того, насколько сложно определить истинный прогресс и как сильно переплелись защитные инновации с прогрессом.

Журналист Брентин Мок из CityLab поднимает еще один интересный вопрос: для кого Model 3 поможет поднять уровень жизни? Он считает настоящим изобретением, т.е. прогрессом то, что улучшит жизнь всех людей, включая афроамериканцев и женщин, которым, по крайней мере, в Америке, всегда больше остальных приходилось страдать от создаваемых всем человечеством проблем. Если новый электромобиль Маска всего лишь очищает воздух и является эффективным орудием в борьбе с потеплением климата, но при этом не повышает качество жизни негров и женщин, то это всего лишь «новая машина», не более.

С этой точки зрения, новый подход к определению прогресса позволяет усомниться в глобальной важности возобновляемой энергетики, потому что она не делает так уж много для уменьшения, к примеру, огромного разрыва в материальном уровне жизни между людьми с разным цветом кожи. Цветные американцы по-прежнему сильно отстают от белых сограждан во всем, включая образование и семейное положение. Как воздействует Model 3 на эту ситуацию, понять трудно, потому что Tesla не приводит демографические данные. 
Конечно, климатический и экологический эффект новой модели Элона Маска велик, однако полным его считать нельзя, потому что она не решает проблемы чернокожих американцев и женщин. Инновация ради инновации – не то, что нужно угнетенным и униженным прослойкам американского общества, полагает Брентин Мок. 

Он считает, что классические противоречия между технологиями и расами существовали с самого появления Америки. Большинство крупных изобретений ухудшали положение цветных американцев и женщин. Достаточно вспомнить появление огнестрельного оружия, которое отняло у американских индейцев их земли и позволило перевозить в Америку из Африки корабли с темнокожими рабами. Еще одно крупнейшее изобретение – волокноотделитель, ускорил и углубил развитие рабства.

Великие изобретения середины прошлого века заставили менять место проживания и работы большие массы белых рабочих. Их качество жизни выросло, а темнокожие рабочие остались на обочине жизни. Когда в то время Карнеги, Вандербильд и Рокфеллер впервые «делали Америку великой», их усилия привели к появлению индустриального общества, но оно не стало обществом справедливости.

Мало что в отношениях между расами и прогрессом изменилось и сейчас. Высокотехнологический сектор не может решить эти проблемы. Если Tesla не сумеет перераспределить богатства, потерянные афроамериканцами в результате «прогресса», полагает принадлежащий к этой группе американского народа обозреватель CityLab, то ни о каком фактическом прогрессе говорить не придется. По крайней мере, с точки зрения самих афроамериканцев. Это возвращает нас к тому, чем мы начали: все или почти все, включая прогресс, зависит от того, откуда на это смотреть.