Иностранцы не испугались импортозамещения

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
9 августа 2017, 11:30

Как заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров в статье в газете «Известия», на сегодняшний день Минпромторг поддерживает 22 отраслевых плана импортозамещения. Сейчас реализуются 678 таких проектов, по 130 из них началось производство серийной продукции, создано 16 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест. Объем выручки к 2020 году от реализации этих проектов составит 500 млрд рублей.

Читайте Monocle.ru в

Впечатляющие успехи, как всегда

Денис Мантуров отмечает, что введенные в отношении РФ западные санкции лишь ускорили развитие внутреннего производства страны. При этом наиболее эффективными оказались меры, связанные с поддержкой конкретных инвестиционных проектов, ориентированных на подтвержденный спрос. Самыми прогрессивными отраслями оказались сельскохозяйственное машиностроение (рост объемов производства в 2016 г. – 59,1%), фармацевтическая отрасль (рост объема производства лекарственных средств в 2016 году – 23,75%). Потенциалом развития также обладает отрасль машиностроения для пищевой перерабатывающей промышленности, доля импортной продукции в которой на настоящий момент составляет 80%.

В то же время, несмотря на санкции, сотрудничество с зарубежными партнерами не только не останавливается, но и набирает обороты. Так, по данным главы Минпромторга, министерство заключило уже девять федеральных специальных инвестиционных контрактов (СПИК) на реализацию проектов в различных отраслях промышленности, что заинтересовало таких крупных иностранных инвесторов, как Claas, Mazda, Gildemeister, Mercedes-Benz. Суммарный объем заявленных инвестиций в промышленность в рамках проектов по всем заключенным инвестконтрактам может составить не менее 154 млрд рублей.

Бойтесь чужого интереса

Планы Минпромторга выглядят достаточно реалистично с учетом того, что в основном импортозамещение коснулось сельского хозяйства и смежных секторов, отмечает аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев. Результаты, достигнутые отечественным АПК за последние 3 года, действительно не могут не впечатлять. За этот период рост производства сельскохозяйственной продукции достиг 11%, доля импортных круп сократилась до символических 0,2%, птицы - 17% до 9,4% (в основном сейчас импортное мясо птиц присутствует на российском рынке только в качестве полуфабрикатов), жиров и масел животного происхождения – с 49% до 30% (импорт при этом в основном формируется за счет поставок из Белоруссии).

Да, признает аналитик, определенные трудности в сфере импортозамещения все еще есть в сфере производства молока и молочной продукции, а так же овощей, но эта проблема в перспективе 2-3 лет с учетом колоссальных инвестиций в развитие тепличного хозяйства и молочного животноводства вполне решаема. В общем-то, с учетом того, что за три года доля импорта в рознице , по сравнению с 2014 годом, сократилась с 49% до 30%, реализация планов Минпромторга более чем возможна. К сожалению, не все так хорошо обстоит в других сферах, где импортозамещение так же отвечает интересам государства: в отличие от АПК, обслуживающего наиболее стабильный и динамично развивающийся вопреки кризису в экономике сектор продуктового ритейла, например, в машиностроении все не так хорошо.

Производство оборудования и машин очевидным образом пробуксовывает – по той простой причине, что промышленные предприятия, несмотря на достаточно высокий уровень износа основных средств (до 80% в отдельных отраслях), не спешат проводить масштабную модернизацию и инвестировать в обновление этих средств в том числе за счет размещения заказов у отечественных производителей просто в силу отсутствия приемлемых экономических условий. В первом полугодии мы наблюдали достаточно существенный рост закупок с их стороны, говорит Сергей Королев, но, к сожалению, в основном закупали импортные агрегаты и комплектующие к ним, что вызвано в первую очередь стремлением сэкономить: чинить уже имеющееся импортное оборудование, увы, все еще дешевле, чем закупать новое у отечественных производителей. Как итог, вместо падения, мы видим рост объема ввоза машин и оборудования с с 44,8% в 2015 году до 49% в 2017 году.

Собственно, Мантуров указывает и на это, подчеркивая, что интерес иностранных производителей к российскому рынку не иссяк, но, уверен Сергей Королев, для отечественных производителей такой интерес не чреват ничем хорошим.

Легче в легкой

Падение рубля, санкции, ограничительные меры на ввоз импортной продукции и государственная поддержка, усилили процесс импортозамещения, что позволило российскому производству по некоторым позициям потеснить зарубежных конкурентов на внутреннем рынке, констатирует, в свою очередь, директор Центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелов. Серьёзных успехов удалось достичь в отраслях, где не требуется применение высоких технологий, например в сельском хозяйстве, строительстве и производстве продуктов питания.

Но импортозамещение – процесс не только длительный, но и требующих серьёзных инвестиций, поэтому в отраслях, где необходимо использование высоких технологий, прогресс пока незначительный, отмечает эксперт. Доля импорта в тяжелом машиностроении составляет – 60-80%, в легкой промышленности – 70-90%, электронике – 80-90%, фармацевтике – 70-80%, машиностроении для пищевой промышленности – 60-80%. Такое отставание будет тяжело преодолеть, так как нужны серьёзные инвестиции, доступ к которым у России сейчас ограничен.

Изыскать 1,5 трлн рублей, необходимых на поддержку импортозамещения, будет непросто, и поэтому необходимо работать точечно, полагает Андрей Коптелов. Нет  смысла замещать все, нужно сконцентрироваться на проектах, обеспеченных спросом внутри страны, чтобы обеспечить возвратность сделанных инвестиций. Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности – это следующие отрасли, где импортозамещения можно достичь максимально быстро.