Впечатляющие успехи, как всегда
Денис Мантуров отмечает, что введенные в отношении РФ западные санкции лишь ускорили развитие внутреннего производства страны. При этом наиболее эффективными оказались меры, связанные с поддержкой конкретных инвестиционных проектов, ориентированных на подтвержденный спрос. Самыми прогрессивными отраслями оказались сельскохозяйственное машиностроение (рост объемов производства в 2016 г. – 59,1%), фармацевтическая отрасль (рост объема производства лекарственных средств в 2016 году – 23,75%). Потенциалом развития также обладает отрасль машиностроения для пищевой перерабатывающей промышленности, доля импортной продукции в которой на настоящий момент составляет 80%.В то же время, несмотря на санкции, сотрудничество с зарубежными партнерами не только не останавливается, но и набирает обороты. Так, по данным главы Минпромторга, министерство заключило уже девять федеральных специальных инвестиционных контрактов (СПИК) на реализацию проектов в различных отраслях промышленности, что заинтересовало таких крупных иностранных инвесторов, как Claas, Mazda, Gildemeister, Mercedes-Benz. Суммарный объем заявленных инвестиций в промышленность в рамках проектов по всем заключенным инвестконтрактам может составить не менее 154 млрд рублей.
Бойтесь чужого интереса
Планы Минпромторга выглядят достаточно реалистично с учетом того, что в основном импортозамещение коснулось сельского хозяйства и смежных секторов, отмечает аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев. Результаты, достигнутые отечественным АПК за последние 3 года, действительно не могут не впечатлять. За этот период рост производства сельскохозяйственной продукции достиг 11%, доля импортных круп сократилась до символических 0,2%, птицы - 17% до 9,4% (в основном сейчас импортное мясо птиц присутствует на российском рынке только в качестве полуфабрикатов), жиров и масел животного происхождения – с 49% до 30% (импорт при этом в основном формируется за счет поставок из Белоруссии).Да, признает аналитик, определенные трудности в сфере импортозамещения все еще есть в сфере производства молока и молочной продукции, а так же овощей, но эта проблема в перспективе 2-3 лет с учетом колоссальных инвестиций в развитие тепличного хозяйства и молочного животноводства вполне решаема. В общем-то, с учетом того, что за три года доля импорта в рознице , по сравнению с 2014 годом, сократилась с 49% до 30%, реализация планов Минпромторга более чем возможна. К сожалению, не все так хорошо обстоит в других сферах, где импортозамещение так же отвечает интересам государства: в отличие от АПК, обслуживающего наиболее стабильный и динамично развивающийся вопреки кризису в экономике сектор продуктового ритейла, например, в машиностроении все не так хорошо.
Производство оборудования и машин очевидным образом пробуксовывает – по той простой причине, что промышленные предприятия, несмотря на достаточно высокий уровень износа основных средств (до 80% в отдельных отраслях), не спешат проводить масштабную модернизацию и инвестировать в обновление этих средств в том числе за счет размещения заказов у отечественных производителей просто в силу отсутствия приемлемых экономических условий. В первом полугодии мы наблюдали достаточно существенный рост закупок с их стороны, говорит Сергей Королев, но, к сожалению, в основном закупали импортные агрегаты и комплектующие к ним, что вызвано в первую очередь стремлением сэкономить: чинить уже имеющееся импортное оборудование, увы, все еще дешевле, чем закупать новое у отечественных производителей. Как итог, вместо падения, мы видим рост объема ввоза машин и оборудования с с 44,8% в 2015 году до 49% в 2017 году.
Собственно, Мантуров указывает и на это, подчеркивая, что интерес иностранных производителей к российскому рынку не иссяк, но, уверен Сергей Королев, для отечественных производителей такой интерес не чреват ничем хорошим.
Легче в легкой
Падение рубля, санкции, ограничительные меры на ввоз импортной продукции и государственная поддержка, усилили процесс импортозамещения, что позволило российскому производству по некоторым позициям потеснить зарубежных конкурентов на внутреннем рынке, констатирует, в свою очередь, директор Центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелов. Серьёзных успехов удалось достичь в отраслях, где не требуется применение высоких технологий, например в сельском хозяйстве, строительстве и производстве продуктов питания.Но импортозамещение – процесс не только длительный, но и требующих серьёзных инвестиций, поэтому в отраслях, где необходимо использование высоких технологий, прогресс пока незначительный, отмечает эксперт. Доля импорта в тяжелом машиностроении составляет – 60-80%, в легкой промышленности – 70-90%, электронике – 80-90%, фармацевтике – 70-80%, машиностроении для пищевой промышленности – 60-80%. Такое отставание будет тяжело преодолеть, так как нужны серьёзные инвестиции, доступ к которым у России сейчас ограничен.
Изыскать 1,5 трлн рублей, необходимых на поддержку импортозамещения, будет непросто, и поэтому необходимо работать точечно, полагает Андрей Коптелов. Нет смысла замещать все, нужно сконцентрироваться на проектах, обеспеченных спросом внутри страны, чтобы обеспечить возвратность сделанных инвестиций. Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности – это следующие отрасли, где импортозамещения можно достичь максимально быстро.