Корова дойная, доить, но не резать

13 сентября 2017, 12:05

Согласно данным всероссийского опроса центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России», треть опрошенных предприятий стремятся к развитию, желая привлечь денежные средства именно на инвестиционные цели. Также эксперты увидели абсолютно новый тренд — 3% предпринимателей хотели бы привлечь финансирование на НИОКР, пишут «Известия» со ссылкой на текст исследования. Но стоит помнить в том числе о том, что в период дефицитного бюджета у государства есть сильный соблазн увеличить фискальную нагрузку на бизнес.

ТАСС Автор: Валерий Шарифулин
Министр финансов Антон Силуанов, как бывший министр, председатель совета "ЦСР" Алексей Кудрин озабочены доходами бюджета

Очень нужны деньги

По данным «Деловой России», 60% респондентов нуждаются в привлечении финансирования для деятельности компании. При этом треть опрошенных стремятся к развитию, желая привлечь денежные средства именно на инвестиционные цели. 3% предпринимателей хотели бы привлечь финансирование на НИОКР — и это, как считают авторы исследования, совершенно новый тренд.

Сложившаяся ситуация в корне отличается от существовавшей пару лет назад, когда бизнес вынужденно брал кредиты на поддержание оборотных средств и не мог позволить себе инвестиций в производство, а порой и задумывался о его закрытии. Рост спроса на кредиты может быть предвестником долгожданного роста в обработке, надеются исследователи. Перелом возможен благодаря рекордному замедлению инфляции, госзаказу, который заметно разогревает рынок, и различным программам господдержки. В Минэкономразвития возможный объем инвесткредитов по новой программе поддержки оценили в 42 млрд рублей.

Тема «нужны деньги» это еше не рост бизнеса. Должна быть готовность банков давть кредиты по снижающимся ставкам. Кроме того, из опроса понятно прежде всего то, что собственных средств на развитие у предпринимателей нет, но это, впрочем, не удивительно. Все же, в контексте исследования, есть по крайней мере рост оптимизма. Однако ситуация не бравурная и содержит в себе как явные, так и прогнозируемые риски.

Надоело не расти

Если рассматривать причины такого рода изменений в предпринимательской среде, то кроме очевидной — относительное снижение кредитных ставок — можно выделить еще ряд важных факторов, считает Денис Гудков, управляющий партнер юридической компании «Гудков, Корельский, Смолярж» и соучредитель НП «Арктический правовой центр». Например, стабилизация финансово-экономической ситуации внутри страны, приток живых денег в экономику от экспорта углеводородов, а так же большое количество государственных программ поддержки бизнеса, которые при желании можно назвать косвенными инвестициями. Эти программы рассчитаны как раз на рост и развитие малого и среднего бизнеса.

Не стоит забывать и о психологическом факторе, добавляет Денис Гудков. Предприниматели – тоже люди и устали от сберегательной модели ведения дел за годы кризиса. Бизнес не может расти без инвестиционных вливаний, поэтому здесь в пользу таких активностей говорит само время.  В развитии наметилась стагнация, поэтому предприниматели готовы идти на риски, к каковым относятся, кстати, и вложения в НИОКР.

2015 и 2016 года были достаточно сложными с точки зрения инвестиций, напоминает аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. На фоне снижения покупательной способности населения и сложной экономической ситуации, ухудшались прогнозы по спросу на продукцию компаний и предприятий. Вложение средств в производство выглядело неразумным, что и привело к урезанию или полному сворачиванию их инвестпрограмм.

В рамках 2017 года ситуация начала улучшаться. Стабилизировались доходы домохозяйств, начали улучшаться прогнозы по конечному потреблению, упала инфляция. Компании начинают пересматривать прогнозы по спросу в сторону роста, что ведет к необходимости расширять и модернизировать производство. Также этому способствует крепкий рубль. Учитывая, что большая часть оборудования закупается за рубежом, сильная валюта улучшает возможности компаний по его приобретению.

Росту инвестиций способствует и снижение ставки со стороны ЦБ. По итогам 2017 не исключено, что рост объема инвестиций компаний может составить более 10%.

Все имеет другую сторону

Следует заметить, что в условиях относительного улучшения самочувствия бизнеса, но при этом - сохраняющегося дефицита госбюджета (1.4% согласно проекту бюджета-2018), у государства может появитьмя соблазн начать чрезмерно «доить», а то и «резать» бизнес. Планы роста фискальной нагрузки обсуждались все первое полугодие. Одно из направлений мысли минфиновцев: рост пенсионных отчислений, распределяемое в тех или иных долях между работником и работодателем. До 2019 года действует объявленный президентом РФ мораторий на рост налогов, именно поэтому пока предлагаются меры в области, формально неналоговой. Но и 19-й год не за горами, это год уже следующего бюджетного цикла.

К нему предусмотрены такие инициативы, как сокращение ставки страховых взносов до 22% (с нынешних 30%) при росте ставки НДС с 18% до 22%. Но и с соцвзносами все не так просто: Минфин предлагал ее унифицировать, отказавшись от льготного обложения зарплат свыше определенного размера. Между тем, ожидаемый рост бизнеса, это еще и рост доходов, выплачиваемых в виде зарплаты.

Другой способ начать доить бизнес состоит в проверках, ситуация с которыми то немного улучшается, то наоборот, поскольку инспектирующие инстанции придумывают все новые способы обхода ограничений на число проверок. 

О том, что ситуация не становится менее острой, свидетельствует недавнее согласие Владимира Путина на введение запрета на изъятие у компаний серверов под видом поиска там «необходимой для разоблачения нарушения» информации, что парализует деловые процессы. С другой стороны, оптимизм предпринимателей говорит сам за себя: они не боятся. Но и сами отлично знают, что проблема, как уберечь растущий бизнес от хищников, есть.

Да к тому же, как замечает Наталья Ионова, гендиректор финансово-правовой CAF Group, сегодня рано говорить о том, что бизнес пошел в рост. По ее данным, сейчас 63% производственных компаний только преодолевают последствия кризиса, и это из тех, кто смог выжить. Только 12,7% представителей бизнеса показали финансовые результаты существенно выше средних цифр роста по экономике в целом.
В ближайший год серьезного усиления фискальной нагрузки точно не будет, уверена она. После 2018 года, когда пройдут выборы, планы по налоговым сборам может быть скорректируют: возможно повышение ставок по НДС до 20%, повышение отчислений в фонды, но ставку по налогам на прибыль не изменят.

Что касается процесса проверок, то с трендом перехода на цифровизацию экономики можно говорить об изменении подходов к проверкам, считает Наталья Ионова. Скорее всего, будут ужесточать ответственность за нарушения, а проверки станут хоть и не такими частыми, но зато глубина проверки может качественно измениться.