Самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР могут с 2018 года перестать получать помощь, или часть прежней помощи от российского бюджета. Правительство РФ поручило Минфину отказаться от «гуманитарной поддержки отдельных территорий», под которыми и имеются в виду территории Украины, которым направляется гуманитарная помощь, пишет РБК со ссылкой на собственные источники. Обоснование — необходимость развития Республики Крым и Калининградской области.
Такое поручение, по информации издания было дано по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 1 сентября. По словам источников РБК, близких к Кремлю, за формулировкой «отдельные территории», вероятнее всего, стоит помощь самопровозглашенным республикам Донбасса. В свое время эта формула была предложена помощником президента Владиславом Сурковым, пишет РБК. В Минфине, пресс-службах президента и правительства изданию эту утечку не прокомментировали.
Стоит признать, что реальных цифр, касающихся помощи ДНР и ЛНР, мы не узнаем никогда просто потому, что они засекречены и вряд ли будут в обозримом будущем раскрыты, констатирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Собственно, тут необходимо четко разграничивать гуманитарную и финансовую помощь. Гуманитарные колонны, которые уходят на Донбасс с августа 2014 года, а всего их на сегодняшний день было отправлено 68, скорее всего, в ближайшее время отправляться не перестанут, поскольку это социально значимый проект, позволяющий по факту обеспечить наиболее пострадавшие регионы самопровозглашенных республик элементарными благами.
70 тысяч тонн грузов, поставленных этими колоннами, спасают тысячи жизней и, скорее всего, отказываться от них вряд ли станут просто потому, что больше никто людям, оказавшимся вовлеченным помимо своей воли в вооруженный конфликт и потерявшим вообще все, что только можно потерять, некому. Если гуманитарные колонны исчезнут, это приведет к гуманитарной катастрофе, которую Киев обязательно использует в информационной войне и на геополитической арене, полагает Дмитрий Лукашов.
Но, помимо гумконвоев, скорее всего, существует и финансовая поддержка Донбасса, говорит аналитик. В разное время в западных СМИ появлялась информация о том, что, якобы, из российского бюджета выделяется порядка 2,5 млрд рублей ежемесячно на выплату там пенсий и социальных пособий, что существуют программы по восстановлению транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры региона за счет российских же средств… И во всех случаях, в ход идут предположения и ссылки на анонимные источники. Правда заключается в том, что, в отличие от гумконвоев, финансовые потоки отследить практически невозможно, следовательно, очень трудно говорить достоверно о масштабах финансовой помощи.
А вот что точно можно сказать, так это что с 2014 года ситуация на Донбассе существенным образом изменилась, указывает Дмитрий Лукашов. Открытое военное противостояние перешло в стадию редких стычек между сторонами, промышленное производство и земледелие в регионе активно восстанавливается, о том, что сейчас предприятия и аграрии региона показывают результаты не ниже, чем до 2014 года, свидетельствует как минимум официальная статистика, предлагаемая властями самопровозглашенных республик.
С учетом торговой блокады, которая сохраняется со стороны Украины, единственным путем, по которому Донбасс может отправлять на экспорт свою продукцию, является граница с РФ, напоминает аналитик. Собственно, зачем просто дарить деньги, если на них можно покупать товары, которые к тому же потом можно с выгодой реэкспортировать? «Я думаю, что логика в отмене фиансовой помощи Донбассу есть, поскольку безвозмездные финансовые вливания в регион имели смысл на этапе восстановления необходимой для возобновления производства инфраструктуры, сейчас эти вливания вполне могут быть возвращены в бюджет с пользой для двух заинтересованных сторон. Это не бартер, это полноценные экономические отношения», — указывает Дмитрий Лукашов.
Программы по развитию Крыма и Калининграда необходимы, уверен аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. Основное их направление — инфраструктурные проекты, которые должны в дальнейшем способствовать развитию этих регионов. Так, если говорить о Калининграде, то здесь речь идет больше о транспортной и информационной доступности региона. В частности, строительство железнодорожной паромной переправы Усть-Луга — Балтийск позволит диверсифицировать поставки грузов и людей железнодорожным транспортом и не зависеть от ситуации в Беларусии и Литве. Также необходимо налаживать каналы связи, для чего предполагается проложить оптоволоконный кабель по дну Балтийского моря.
Что же касается ситуации в Крыму, то здесь можно выделить проекты, связанные с транспортом, такие как ремонт и строительство дорог, а также с ЖКХ – водопровод, канализация и т.д. Без подобных улучшений региону будет очень сложно развиваться, так как инфраструктурная составляющая является важной при оценке инвестиционной привлекательности. И если инфраструктура не создана, привлечь инвесторов, готовых вкладывать средства в местные компании и предприятия, будет достаточно сложно. При этом, добавляет Богдан Зварич, Крым является курортным регионам, а, значит, инфраструктура здесь определяет и привлекательность региона, как места для отдыха и определяет турпоток и объем средств, которые регион получает от туристов.