Facebook отверг все идеалы

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
22 сентября 2017, 12:47
AP/TASS Автор: Steven Senne
Основатель Facebook Марк Цукерберг согласился выступить перед комиссией конгресса США по поводу иностранного вмешательства в президентские выборы в США

«Я не хочу»

Глава компании Facebook Марк Цукерберг в рамках мероприятия  Facebook Live объявил о своем решении пойти навстречу запросам конгресса и спецпрокурора США в связи проблемой иностранного вмешательства в американские выборы и объявил план из девяти пунктов. В их числе выступление в конгрессе, где Цукерберг озвучит данные о рекламе в соцсети, которая была оплачена, якобы, с российских счетов, передает «Интерфакс».

Facebook уже передал информацию о рекламных объявлениях и счетах Роберту Мюллеру, спецпрокурору «по расследованию предполагаемых связей окружения президента Дональда Трампа с Россией и возможного влияния Москвы на президентские выборы». Будет проведен аудит всех рекламных политических объявлений, купленных. как считают в Facebook, российскими источниками, в преддверии президентских выборов в США в2016 году. По некоторым данным, социальная сеть поделится информацией о трех тысячах рекламных объявлений на общую сумму 100 тысяч долларов.

Марк Цукерберг лично пообещал предпринять меры для обеспечения честных выборов и отслеживания политических объявлений и их заказчиков. «Я не хочу, чтобы кто-либо использовал наши инструменты для подрыва демократии», - сказал он в ходе трансляции Facebook Live. – Это не то, за что мы выступаем».

На самом деле отследить, кто платил за рекламные объявления, в большинстве случаев не удастся, уверен директор прямого канала продаж и развития инноваций компании Intouch Павел Бутенко. Если допустить, что вмешательство в выборы действительно было, то очевидно, что финансирование осуществлялось через схемы, отследить которые будет практически невозможно.

Что касается коммерческой тайны, то, конечно, признает эксперт, она есть и у Facebook, и у компаний, которые ведут через него рекламную деятельность — это тоже осложнит установление реальных контрагентов. Говорить о какой-то прозрачности сети вряд ли можно, поскольку Facebook — это площадка, на которой представлено множество компаний и интересов, и установить подоплеку действий каждой из них, разумеется, не получится.

Точное таргетирование

Особенность FB — это возможность создания рекламных компаний через свой аккаунт, то есть профиль с некоей загруженной на него информацией, проще говоря, рекламодателями являются сами пользователи, объясняет Никита Куликов, учредитель АНО «ПравоРоботов». Другое дело, что информация может никак не коррелироваться с действительностью и быть заведомо ложной. Facebook активно фильтрует рекламные сообщения, отсеивая подобные сообщения в том числе и по заявлениям и жалобам получателей рекламных сообщений, но отследить вообще все, конечно, крайне проблематично.

Соответственно, единственную более-менее точная информация, которую FB сможет получить о рекламодателях — это сведения об ip адресах, откуда совершались входы в профили, с которых заказывали и оплачивали рекламу. Ну и, возможно сведения о кошельках, с которых проходила оплата рекламных компаний. Но и тогда остается вопрос, хранит ли вообще FB данную информацию, а если хранит то в течении какого времени? Поскольку даже в связи в принятием так называемого «пакета Яровой», на российских серверах «Фейсбука» хранятся не совсем те данные, которые могли бы заинтересовать конгресс и спецслужбы США.

Суть запроса властей США понятна. Так как социальная направленность «Фейсбука» позволяет рекламодателю контактировать не столько с бизнесом, сколько с физлицами, да еще и выбирая географические точки для показа рекламы. А расследование возможного влияния представителей России на американских граждан как раз и является сутью претензий со стороны инициаторов расследования.

С другой стороны, указывает Никита Куликов, предъявить какие-то обвинения самому Facebook в рамках новой охоты на ведьм в связи с тем, что некие заинтересованные лица или спецслужбы могли через свои аккаунты и рекламные сообщения повлиять на ход выборов в США, безусловно невозможно. Даже если всерьез воспринимать такие подозрения, что в принципе сложно, то никакой ответственности создатель соцсети за действия пользователей не несет, заключает он.

Прецедентный кейс

Марк Цукерберг объявил через Facebook, что ужесточает правила политической публикации рекламы в соцсети. Теперь рекламодатель должен будет раскрывать информацию о себе.

Сколько-нибудь серьезного негатива для России эта история не обещает. Даже если доказать, что все те объявления, о которых идет речь, была заказана россиянами, и что еще менее вероятно, доказать, что они связаны с властями РФ, российскую сторону это никак не компрометирует, так как с ее стороны не является нарушением правовых норм. С американской стороны (точнее, со стороны Трампа) это может выглядеть компрометирующим, но это уже их вопрос. Интереснее тут другое.

Нужно подчеркнуть, что решение Марка Цукерберга  если и принято под неким давлением, юридически является добровольным, что видно из его заявления по этому поводу и заявления представителя компании.

«После обширного обзора законодательства и политики, сегодня мы объявляем, что мы также будем делиться информацией об этих объявлениях с комиссией Конгресса», — заявление с этими словами выпустил Колин Стретч, генеральный советник компании. «Мы считаем жизненно важным, чтобы правительственные органы располагали информацией, необходимой им для предоставления общественности полной информации о том, что произошло на выборах 2016 года».

Это решение будут анализировать еще долго. Бизнес компании Facebook Inc. является всемирным и она представляет собой транснациональную корпорацию новейшей формации. В связи с темой глобализации очень много говорилось о космополитичном характере ТНК. Теперь же компания, да еще интернет-компания, из тех, кто привык объявлять границы несуществующими, а правительства устаревшими, идет на сотрудничество с властями своей страны (а еще недавно уместнее было бы сказать — страны базирования). Если позволительно дать моральную оценку, то на самом деле это хорошо, потому-то показывает прочность тех важных устоев, которые поспешили было отвергнуть. И, конечно, создан важный прецедент.