Закон об отношениях робота и человека может появиться через полгода

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
26 сентября 2017, 13:07

По мнению депутатов Государственной думы, отсутствие соответствующего закона мешает воспользоваться «колоссальными возможностями в робототехнике». Аналитики скептичны. Депутаты пока намного умнее роботов, для которых мог бы пригодиться такой закон. С другой стороны, надо смотреть вперед.

Марат Абулхатин/фотослужба Госдумы РФ/ТАСС
Спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин и робот во время расширенного заседания Совета по законодательному обеспечению цифровой экономики при спикере Госдумы РФ
Читайте Monocle.ru в

Законопослушность роботов пока под вопросом

Как заявил председатель комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев, уже в начале 2018 года может быть принят закон о взаимоотношениях робота и человека. Он отметил, что «как робот причинить вред человеку, так и человек может причинить вред роботу».

«В наш созыв точно примем этот закон; может не в эту сессию, но в следующую постараемся», — передает ТАСС слова Сергея Жигарева. Он выступил в ходе расширенного заседания Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при председателе Госдумы Вячеславе Володине. «Мы сегодня имеем колоссальные возможности в робототехнике, которыми не пользуемся, и именно отсутствие законов создает такой барьер»,— отметил он.

Говоря об аспектах законодательства, которое могло бы регулировать отношения робота и человека, он называет этические нормы, возможности взаимодействия, а также создание фондов, которые могли бы компенсировать вышеупомянутый вред, а также «создание системы беспрерывного образования».

На самом деле, говорит Никита Куликов учредитель АНО «ПравоРоботов», руководитель рабочих групп по законодательному регулированию цифровой экономики при Госдуме, какой бы то ни было острой необходимости принятия такого закона ни сейчас, ни в ближайшие лет пять не будет, в связи с тем, что ни робототехника, ни ИИ еще не достигли той стадии развития, когда эти взаимоотношения следует разграничить и зарегулировать.

То, что данный вопрос обсуждается на уровне Госдумы, говорит о том, что законодатели взяли верный курс на подготовку законодательных инициатив в высокотехнологичной сфере, считает Куликов. Но, к сожалению, правовая мысль в данном случае опережает инженерную, и наши разработчики попросту пока не готовы представить проекты техники, для которой данный закон был бы актуален.

Они не машины?

Если посмотреть на данный вопрос с другой стороны, в ближайшем будущем можно будет ожидать законодательные инициативы, связанные с регламентацией не всей робототехники сразу, а отдельных ее сегментов, которые уже можно встретить в реальной жизни, сказал также учредитель «ПраваРоботов». Это, указывает эксперт, и летающие беспилотники, и беспилотные автомобили, и облачные вычисления, и «бигдата», и, разумеется, сфера «интернета вещей».

Стоит отметить, продолжает тему руководитель проектного департамента компании Bell Integrator Михаил Лапин, что робот уже не просто машина, способная выполнять определенные функции, а своего рода «организм» имеющий искусственный интеллект, способный к саморазвитию и самообучению.

Да, говорит специалист,  пока мы не видим роботов на улице, однако, через 10-15 лет они будут частью социальной жизни человека и поэтому возникает много вопросов к адаптации человека и робота. Мы должны смотреть на много лет вперед, чтобы понять каким будет мироустростройство с учетом современных тенденций.

Есть риск того, говорит он, что  в ближайшие 15-20 лет роботы заменят до 50% человеческого рабочего потенциала в таких сферах как: опасное производство, транспорт, деятельность по соблюдению правопорядка и пр. По мнению Михаила Лапина, превентивные правовые меры являются поэтому вполне оправданными.

Три закона уже есть

Научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов напоминает в связи с законодательной инициативой о «трех законах робототехники» (сформулированы Айзеком Азимовым в рассказе 1942 года “Хоровод”»). Согласно им: 1) Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. 2) Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. 3) Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Писатель-фантаст правда не предусмотрел, что законами должен быть предусмотрен еще и фонд, из которого роботы и люди смогут компенсировать друг другу ущерб. Этот вопрос, наряду с некоторыми другими, подлежит теперь законодательному регулированию.