Последний бюджет

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
29 сентября 2017, 11:55

А если точнее, то последний бюджет доцифровой эпохи. В пятницу утром его привезли в Госдуму в последний раз, со следубющего года будут отправлять электронной почтой. Комментарии пока спокойные, но судя по замечаниям спикера Вячеслава Володина и сигналам из правительства, депутаты настроены поторговаться. Бюджет — трехлетний. Правда, яростный бюджетный торг пока не в нашей традиции, и на бюджет можно взглянуть, и как на данность. Аналитики говорят даже о «бюджете развития», но отмечают и сокращения отдельных важных статей.

ТАСС Автор: Станислав Красильников
Сотрудники Государственной фельдъегерской службы России во время доставки документов проекта закона "О федеральном бюджете" в Государственную думу РФ из Дома правительства РФ
Читайте Monocle.ru в

 

Бюджет развития и экономии

Правительство внесло в Государственную думу так называемый бюджетный пакет — проект федерального бюджета на ближайшие три года с сопутствующими документами.

Доходная часть бюджета увеличивается на 41,5 млрд рублей к 2017 году, расходная – на 125,7 млрд рублей. Дефицит оценивается приблизительно в 2,2% к ВВП. Основным источником финансирования дефицита станут займы на внутреннем рынке.

Основные характеристики бюджета были рассчитаны исходя из уровня инфляции, не превышающего 4% в год в течение трехлетнего периода. При этом ожидается, что среднегодовая цена нефти в 2018 году составит 43,8 доллара за баррель, в 2019 и 2200 годах - 41,6 и 42,4 доллара соответственно.

В частности, были распределены трансферты и субсидии регионам. Порядка 10 млрд направляется на программы в сфере дорожного хозяйства, на ремонт и реконструкцию мостов, путепроводов, других дорожных сооружений, а также на развитие сети региональных, межмуниципальных и муниципальных дорог.

Кроме того, дополнительные деньги выделяются на поддержку сельского хозяйства. Более 2 млрд рублей – на создание объектов агропромышленного комплекса, на приобретение техники. В этом году власти уже выделили на эти цели более 10,5 млрд рублей. Ещё одна субсидия идёт на внедрение в школах системы мониторинга здоровья учеников.

_____________________________________________________________

Согласно ранее одобренному кабмином документу, сообщает «Прайм», расходы бюджета на 2018 год запланированы в объеме 16,515 триллиона рублей, в 2019 году и 2020 году — 16,415 трлн и 17,24 трлн рублей соответственно. Доходы ожидаются на уровне 15,182 трлн рублей в 2018 году, 15,548 триллиона в 2019 году и 16,28 трлн в 2020 году. Таким образом, дефицит бюджета РФ в 2018 году составит 1,332 трлн рублей, в 2019 году — 867 млрд рублей, в 2020 году — 960 млрд рублей. В процентах к ВВП это будет 1,37, 0,84 и 0,87% соответственно.

_____________________________________________________________

«Бюджет – это результат нашей коллективной работы, дискуссии закончились, ведомственного лоббизма быть не должно, все работают на согласованный результат», – подчеркнул премьер-министр.

Также представители правительства подчеркивали, что бюджет прошел «нулевое чтение» и депутаты, таким образом, являются его «соавторами». В свою очередь, спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин на пленарном заседании сказал: «Мы с вами сегодня получили проект бюджета от правительства РФ и приступаем к его обсуждению. В рамках обсуждения бюджета нам, конечно, очень важен разговор с министром финансов РФ и заместителем [председателя] правительства РФ по вопросу межбюджетных отношений», — приводит его слова ТАСС.

Тема для разговора с министром финансов у его «соавторов» обозначена явно. Правительство намерено сокращать бюджетные расходы. А это болезненно, непонятно, как скажется на экономике, на социальной сфере, и для нашей долгосрочной бюджетной практики не обычно. Классическая модель, при которой сокращение расходов бюджета означает снижение налогов, в России пока не применяется. Она бы оправдала такие проектировки.

Бюджет на 2018-2020 г.г. отражает выход страны из кризиса, считает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Объём доходов в 2017 году предполагается на 3,4% больше, чем в 2017-м, то есть темп их повышения будет выше, чем общий рост ВВП. Инфляция сохранится на уровне не более 4%, что будет меньше давить на расходы бюджета, в отличие от предыдущих кризисных лет. В результате уже не будет острой проблемы удержать на уровне 3% ВВП дефицит бюджета.

При этом цена нефти закладывается исключительно консервативная, «перестраховочная» и с понижением с  43,8 до 42,4 долларов за баррель. Такое сочетание показателей, уверен аналитик, говорит о намерении увеличить доходы в меньшей степени от углеводородов, и в более высокой – от иных отраслей. В случае же наиболее вероятного превышения реальных цен нефти над плановыми, бюджет станет получать дополнительные поступления. И это  - определённая «подушка безопасности».

Все данные обстоятельства сосредоточивают бюджет на принципиально иных задачах по сравнению с прошлыми годами, констатирует Марк Гойхман. Это уже бюджет не просто выживания в кризис, а развития. Уменьшение дефицита и инфляции позволит снижать процентные ставки Центробанка, высвободить ресурсы для инвестирования, сохранить неизменными налоги.  Всё это призвано стимулировать инвестиции, в том числе частные. Они, со своей стороны, станут одним из условий и экономического роста, и пополнения казны. Приоритеты в расходах ориентированы на социальную сферу (36,4%), оборону (29%) , национальную экономику (14,7%).

Новизна состоит и в том, что МРОТ предполагается поднять на 50% за три года и довести его до 100% прожиточного минимума с января 2019 года. Кроме того, в два раза, по сравнению с предыдущим трёхлетием, увеличивается дополнительный резерв на обеспечение отдельных мероприятий в сфере обороны, безопасности, ОПК, правоохранительной деятельности, космоса. Он составит 15,3 млрд руб. за три года, или 3% от суммарных расходов бюджета.  Эти средства могут использоваться без внесения поправок в бюджет, в оперативном порядке. Таким образом, общие расходы на оборону и безопасность могут быть существенно увеличены.

 

Минимизация рисков или риски сокращения

Первое что стоит отметить в проекте федерального бюджета на ближайшие три года, так это планируемое снижение его дефицита, отмечает, в свою очередь, старший аналитик ИК «Фридом Финанс»  Богдан Зварич. Предполагается не только рост доходов, в частности при низких ценах на нефть за счет ненефтегазовых поступлений, но и сокращение расходов. Так, на 2018 год запланированы расходы в объеме 16 515 млрд рублей, против 16 603 млрд рублей в рамках 2017 года. Из расходов можно выделить планомерное снижение расходов на оборону. При этом планируется некоторый рост расходов на правоохранительную деятельность, что связано с проведением двух крупных спортивных мероприятий – Чемпионата мира по футболу и Всемирной зимней универсиады в Красноярске.

 

Также эксперт отмечает, что в бюджете заложены достаточно консервативные прогнозы по цене на нефть. Сложно оценивать прогнозы на 2019 -2020 года, говорит он, однако в рамках 2018 года среднегодовая цена на нефть будет выше предусмотренных 43,8 доллара за баррель. Рынок энергоносителей будет поддержан продлением до его окончания соглашения, заключенного в рамках ОПЕК+, которое снизило предложение на рынке углеводородов и способствует снижению их запасов в мире.

При этом американские сланцевые производители не смогут существенно нарастить свою добычу при текущих ценах, а значит и не окажут давления на котировки. В сложившихся обстоятельствах в ИК «Фридом Финанс» ожидают, что среднегодовая цена на нефть составит порядка 50 долларов за баррель. Однако в рамках бюджета такой консервативный подход логичен.

Если же говорить о рисках исполнения бюджета, то, полагает Богдан Зварич, они минимальны. Консервативный подход в формировании основных его положений, защищает правительство от возможного ухудшения, как на внешних рынках, так и внутри страны. Да, признает аналитик, при более оптимистичных оценках, государство смогло бы увеличить расходы на социальную поддержку, а также стимулирование экономики, однако имелись бы риски роста дефицита бюджета, в частности из-за ухудшения ситуации на рынке энергоносителей, заключает он.

Можно добавить, что высокая доля государства в экономике и ставшая привычной прямая господдержка отдельных субъектов и отраслей (от которой, скорее всего, и в ближайшие три года нкуда не деться), предусматривая сокращение расходов, правительство не только уходит от рисков, но и создает новые. Недостаточные или поздно поступающие госинвестиции могут порождать необходимость больших расходов в будущем. Но сейчас это пока разговор абстрактный, надо разбираться с законопроектом о бюджете более подробно.

 

Цифра на подходе

Добавим, что Закон о бюджете с дополнительными материалами, как и все предыдущие годы, привезла из Белого дома на Охотный ряд в большой сумке группа фельдкурьеров. Но это, как сказал Дмитрий Медведев, в последний раз. Следующий бюджет придет «в цифре» — по электронной ли почте, или депутатам будет открыт доступ к специальной базе данных, что скорее всего. Это будет сделано в рамках принятой летом программы «Цифровая экономика», которая должна революционизировать всю экономическую среду.

 

Как сообщил «Коммерсант», правительственной комиссией по IT уже до конца октября должна быть утверждены конкретные планы мероприятий программы по пяти направлениям. Они разработаны в недавно созданной АНО «Цифровая экономика». Правительстве ждет инициатив со стороны бизнеса. О возможных размерах госинвестиций по программе там пока говорить не готовы. Но, вероятно, где-то в резервах бюджета подразумеваются и они.