Не срываться в «пропасть мер»
О том, что США намерены ограничить наблюдательные полеты российских военных над Аляской и Гавайскими островами, американскими представителями было сообщено во вторник на консультативной комиссии по открытому небу в Вене. Ограничения планируется ввести с 1 января следующего года. Судя по сообщениям американской прессы, действия США являются ответом на нарушения ДОН со стороны России.
Таковым в Пентагоне посчитали разрешение выполнять полеты над Калининградской областью дальностью не более 500 км. Это не дает возможность облететь ее за один раз. Основания для такого ограничения у российской стороны есть, и вначале российская реакция была достаточно жесткой. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков напомнил, что и у России есть претензии к тому, как США выполняют ДОН. При этом он сообщил, что ответные меры на одностороннее ограничение наблюдательных полетов последуют обязательно.
Однако в четверг российский МИД выступил с примирительным заявлением, где США предлагалось «не срываться в пропасть мер и контрмер» и заняться взаимоприемлемым решением двусторонних проблем, связанных с ДОН. И в период со 2 по 7 октября в рамках «Договора по открытому небу» наблюдательный полет над территорией Российской Федерации выполнит совместная миссия США и Дании. Полет происходит с аэродрома Кубинка на американском самолете наблюдения ОС-135Б.
Таким образом, Москва явственно продемонстрировала, что готова к диалогу с Вашингтоном. Проблема только в том, что диалог этот будет идти очень непросто: ДОН писался в совершенно другой реальности, от которой ныне не осталось и следа.
Союз нарушимый
Документ был подписан в 1992 году 23 странами, входящими в ОБСЕ. Его разработчиком и идейным вдохновителем были США. А, собственно, главным участником, из-за которого ДОН и писался, были, сначала СССР (тогдашний американский президент Джордж Буш-старший несколько лет уговаривал Горбачева, но до распада Советского Союза подписать документ не успели), а потом Россия.
Договор, позволявший совершать наблюдательные полеты над чужой территорией, и делать фотосъемку военных объектов был, во всяком случае, для тогдашнего российского руководства, зримым доказательством того, что Москва и Вашингтон отказались от конфронтации, и теперь взаимно доверяют друг другу.
Показательно, что проволочки с ратификацией ДОН начались с первыми признаками охлаждения отношений двух стран. К ратификации Госдума вернулась только в 2001 году, когда Россия и США де-факто опять стали союзниками, подружившись на общей почве борьбы с терроризмом.
Не видно главного
С тех пор прошло много времени. Теперь и у России, и у Америки есть немало поводов для сомнений в нужности и действенности ДОНа. Еще за несколько лет до российских ограничений, касающихся полетов над Калининградской областью, американцы под разными предлогами начали закрывать от российских авиаинспекций свои военные объекты на островах в Тихом океане. То есть, от России стали укрывать главный, для США, род войск – флот.
Американские союзники в Восточной Европе и бывшем СССР один за одними начинают выражать свое неудовольствие ДОН, а Грузия от сотрудничества с Россией в рамках договора вообще отказалась.
Еще при Обаме конгрессмены забрасывали президента США предложениями вообще запретить какие-либо российские полеты над американской территорией. Усердствовали в этом, главным образом, однопартийцы Дональда Трампа, республиканцы. В нынешних условиях, когда американский президент выстраивает отношения с конгрессом и своей партией, в том числе, демонстрируя жесткость в отношении Москвы, нападки на ДОН как-то не слишком удивляют.
Опасность пересмотра всей системы договоров
Непосредственные практические последствия расторжения договора, конечно, нельзя назвать катастрофическими. США и Россия будут знать меньше о военных приготовлениях друг друга, только и всего. Останутся, конечно, спутники-шпионы. Но они никак не заметят самолетную фотосъемку. Можно, разумеется, говорить о понижении градуса доверия в отношениях двух стран. Однако он и так понижен, есть ДОН или нет.
Подлинная опасность отказа от этого договора заключается в том, что ним может последовать продолжение в виде пересмотра системы договоров с участием России и США, на которых зиждется международная безопасность. Кандидатом номер один на роль следующей «жертвы» российско-американского противостояния является договор о стратегическим наступательных вооружениях (СНВ-3). Он нивелирует разрыв ДОН, так как предусматривает инспекции на военные объекты.
СНВ-3 был заключен в 2011 году на десять лет. Недавно, будто готовя Россию к попытке ограничить ДОН, некий представитель Белого дома заявил Reuters, что разрывать раньше срока это соглашение США не намерены. Более того, СНВ-3, по словам того же источника, Трамп собирается продлить. Правда, произойти это может только в 2021 году. А до этого времени нынешнему хозяину Белого дома еще надо усидеть на своем посту.