Путин: так мы далеко не улетим

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
7 сентября 2017, 12:38

Восточный экономический форму во Владивостоке начал работу не празднично: Владимир Путин раскритиковал правительство за формальный подход к развитию Дальнего Востока. ВЭФ может стать первой ласточкой нового политического сезона, когда критика работы исполнительной власти придет на смену похвалам в ее адрес. Эта ласточка имеет шансы улететь дальше, чем те путешественники, которым не удается воспользоваться дальневосточной программой субсидирования тарифов на авиабилеты

ТАСС Автор: Владимир Смирнов
Россия. Владивосток. 7 сентября 2017. Президент РФ Владимир Путин во время пленарного заседания "Дальний Восток: создавая новую реальность" в рамках III Восточного экономического форума на территории Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский
Читайте Monocle.ru в

Во Владивостоке начал работу третий Восточный экономический форум (ВЭФ). В его работе уже принял участие президент России Владимир Путин, который в первый же день форума раскритиковал правительство за формальный подход к Дальнему Востоку и пригрозил принять меры. Разнос чиновникам глава государства устроил на президиуме Госсовета по развитию региона.

Самой чувствительной проблемой на Дальнем Востоке, ссылаясь на оценки инвесторов, президент назвал избыточный надзор и проверки, сообщила «Лента.ру». Программа «Дальневосточный гектар» тоже страдает от бюрократических проволочек. Кроме того, возникли проблемы с доступностью субсидированных авиабилетов и обеспечением пассажирского сообщения с материком дальневосточных островов, констатировал Путин.

Сразу после заседания первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что правительство после критики президента в ближайшие недели доработает меры по развитию Дальнего Востока. И все же, заметил он, «в последние годы здесь и так темпы более высокие, чем в среднем по России».

Действительно, проблемы на Дальнем востоке существуют, что тормозит развитие региона, признает старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. При этом он является, фактически, воротами России в азиатский мир и важен для налаживания торговых отношений с Юго-Восточной Азией. В таких условиях региону необходимо развитие. Торможение ранее принятых программ не может радовать президента, особенно учитывая тот факт, что много проблем возникает из-за бюрократических проволочек, то есть того, на что правительство может и должно влиять.

Он не исключает определенных перестановок во властных структурах, в части отвечающей за регион, что должно придать импульс к его развитию.

Критика президента заключалась в том, что чиновники, по его мнению, не уделяют развитию региона должного внимания, в частности хромает программа привлечения инвестиций, развитие «дальневосточного гектара», а центром проблемы является наличие высоких бюрократических преград для развития малого и среднего бизнеса. Действительно, признает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, регион по уровню и числу проверок серьезно обгоняет соседние. 

Скорее всего, считает он, данное заявление президента можно рассматривать как намек на то, что скоро правила игры серьезно изменятся: грядут региональные и президентские выборы, скорее всего, после этого изменится руководящий состав и в приоритеты будут ставиться обозначенные Путиным задачи.

Важно понимать, говорит Антонов, что Дальний Восток – это особый регион, который приближает Россию к Азии, это ворота для экспорта энергоресурсов и товарообмена с Китаем, Японией и странами АТР. Развитие института малого и среднего бизнеса, а также локомотивов экономики — заводов по производству СПГ и легкой и тяжелой промышленности, должны соответствовать мировым стандартам, а не худшим из российских традиций с коррупцией и бюрократией.

Помимо этого одна из проблем, на которую обратил внимание президент, заключается в том, что программа субсидирования авиабилетов для поездок на Дальний Востоку существует, а ее выполнение далеко от идеала. В частности самих таких билетов не достаточно для всех желающих а принцип их отбора опять же натыкается на коррупционные грабли — отсюда недоступность региона для многих потенциальных путешественников.

Для решения данной проблемы, однако, одной воли президента недостаточно, полагает Алексей Антонов. Скорее решение кроется в том, что перевозчики частично вынуждены брать расходы на себя, чего они делать не хотят, а у властей дальневосточных регионов в виду порезанных бюджетов по причине ослабления нефтезависимой экономики, свободных денег не остается.