Не вписались в XXI век
По словам главы крупнейшего российского госбанка Германа Грефа, доля малого бизнеса в экономике России уже 15 лет остается на одном уровне – в районе 20%. Об этом топ-менеджер Сбербанка России заявил на конференции, посвященной развитию малого бизнеса в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ).
«В ВВП России малый бизнес занимает всего 20%. И это цифра остается заколдованной», — сказал он, добавив, что если к 2030 году Россия, как поставило задачу правительство, удвоит этот показатель, то это будет очень хороший результат».
Наличие высоких бюрократических преград для развития малого и среднего бизнеса применительно к Дальнему Востоку критиковал на ВЭФ и Владимир Путин, устроивший чиновникам форменный разнос.
Сам Сбербанк отчитывается о поддержке этого сектора: за первое полугодие по сравнению с 2016-м годом его кредитование выросло на 34 %. Согласно данным Сбербанка, его кредитный портфель по МСП составляет 1,1 трлн рублей.
Аналитики, правда, критически оценивают доступность денег для малого и среднего бизнеса. Впрочем, и одного Сбера на всех хватить не может.
Кислорода не дают и еще душат
Есть три основные причины отсутствия интенсивного роста в малом бизнесе, рассказывает Генеральный директор ассоциации сервисных компаний «Русервис», глава Центра поддержки и развития индивидуального предпринимательства Алина Попова. Первая — недостаточно развитая предпринимательская среда. Все равно, что переселить народ на необжитую планету, где нет кислорода и надо научиться его вырабатывать.
Речь идет об отсутствии предпринимательской культуры, отсутствии системной государственной программы образования на уровне средних и высших учебных заведений, направленных на развитие предпринимательских навыков, получения основ экономической теории и финансовой грамотности. Должно сформироваться не менее двух — трех поколений предпринимателей, которые не просто создают бизнес-проекты, а умеют их развивать в условиях конкурентности.
Вторая причина это сетевые монополии. Малый бизнес, как правило, создается в нишах массового спроса: это ритейлы и услуги, которые сейчас представлены на рынке крупными компаниями. Бороться с сетевиками, все равно, что лезть с палкой на ветряную мельницу. Третья причина - низкая социальная активность наших граждан. Если посмотреть на две первые причины, то решения должны формироваться на уровне власти.
То есть, объясняет Алина Попова, требуется грамотное государственное управление и популяризация предпринимательства. Но чтобы власть начала что либо делать, необходимо получить запрос со стороны малого бизнеса. Разрозненные группы предпринимателей не способны разработать четкий запрос на создание необходимых условий. Да и государство нашло эффективный способ купировать социальную активность малого бизнеса через площадки государственных услуг и, как бы, программ поддержки, которые плодят ИП и ООО, пытаясь искусственно нарастить процент прироста предпринимателей, но не стимулируют их к развитию.
Люди закончились
«Несколько лет назад один известный специалист по психосемантике делал проект с крупным государственным банком. Суть была в том, что банк обеспечивал очень комфортные условия для начала малого бизнеса стартаперам. Вначале все было хорошо. Поток желающих был непрерывным. Но потом резко сократился. Какое-то время не могли понять — в чём дело. Причина оказалась проста. Люди, которые хотели начать свой бизнес, закончились», – рассказывает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева. И в этом самая главная проблема МСП в России. Государство действительно поощряет новые бизнес проекты и дает на них средства. Но таких проектов, а главное желающих их начать — действительно мало.
Но было бы несправедливо обвинять во всем только предпринимателей, считает она Если речь идет о простом деле — открытие торговой точки, например, то здесь начинающий бизнесмен сталкивается с такими сложностями, как высокая арендная ставка, отсутствие или недостаточность налоговых льгот, активность проверяющих органов и самое главное — драконовские ставки по кредитам. Но и даже при таких ставках получить их не просто. Банкам не интересно кредитовать малый и средний бизнес. В этом, пожалуй, главная проблема. Очень сложно развиваться в таких условиях. Одним из шагов, направленных на стимулирование развития субъектов МСП, является увеличение его доли в участии в госзакупках. В ближайшее время планируется довести число таких сделок до 30%.
100 лет мы занимались совсем другим
Для сохранения на однои и том же уровне доли малого и среднего бизнеса в нашей стране есть ряд объективных причин, констатирует депутат Госдумы Алексей Кобилев. Во времена СССР, напоминает он, малого бизнеса не было по определению, поэтому после распада Союза у населения не было ни достаточных знаний, ни культуры ведения бизнеса. А ведь зачастую малый бизнес — это семейное предприятие, в котором работают несколько поколений, передавая знания, делясь опытом. Поэтому необходима государственная поддержка и пропаганда культуры развития МСП, ведь за рубежом в этой сфере занято более 60% населения.
Но и этого не достаточно для успешного развития. Сегодня, по словам депутата, бизнесу необходимо снижение административных барьеров, повышение доступности финансовых и земельных ресурсов, снижение фискальной нагрузки, получение определенных льгот, позволяющих снизить издержки и повысить экономическую эффективность, доступность кредитных ресурсов. МСП это бизнес, связанный с рисками, поэтому он нуждается в прямой поддержке и заинтересованности государства, регионов, муниципальных образований. На все это нужно время, не так быстро видны результаты, но они есть и в дальнейшем, уверен Алексей Кобилев, их будет ещё больше.
Ни декады без кризиса
К сожалению, констатирует директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский, положение в России малого и среднего бизнеса незавидное. С одной стороны, в экономике и в самом деле не создано качественного фундамента для развития предпринимательства по историческим причинам. С другой стороны, для развития бизнеса нужен достаточно длительный период экономической стабильности, в условиях которого существовали бы устойчивые правила ведения бизнеса. А в России ещё не было ни единого десятилетия, в котором не происходило бы какого-нибудь кризиса или существенных изменений законодательства.
В итоге имеем то, что имеем — доля малого и среднего бизнеса всего 20%. Сейчас доля теневого бизнеса в формате малого и микробизнеса составляет более 60%, так как большинство предпринимателей не верят в защиту своих интересов со стороны государства, которому платятся налоги. А чиновники от государства только создают очередные препоны, зачастую — в угоду крупным компаниям.
Другая проблема - отсутствие дешёвых денег для старта нового бизнеса. Текущие условия кредитования не дают возможности активно развиваться новым стартапам. Для качественного развития сегментов малого и среднего бизнеса, полагает Валентин Островский, необходима либерализация налоговых режимов, введение глобальных государственных программ поддержки, как по линии предоставления льготного кредитования, так и по линии предоставления помощи в решении административных вопросов. Целью к 2030 году должно быть достижение как минимум 50% доли малого и среднего предпринимательства в экономике. Ведь чем амбициозней цель и масштабней предпринимаемые усилия для ее достижения, тем лучше будет результат, оптимистично заключает он.