Опережающие темпы роста наблюдаются в Севастополе, Краснодаре, Казани и Сочи, прокат авто в Санкт-Петербурге занимает второе место по России после Москвы. На долю столицы приходится 9/10 подписанных договоров, однако она постепенно снижается из-за бурного развития рынка в субъектах РФ. Общее число прокатных автомашин в России в настоящее время составляет 1,5-2 тыс. штук, месячный объем рынка равен $2-4 млн.
Фирмы, оказывающие услуги на отечественном рынке автопроката, подразделяются на пять видов:
• точки проката, действующие при магазинах или автосервисах, владельцами которых являются автопроизводители;
• небольшие фирмы с парком из десяти-двадцати автомобилей или без своего автопарка;
• узкоориентированные фирмы, сдающие в аренду автомобили VIP-сегмента;
• крупные отечественные фирмы с продолжительным стажем деятельности, зачастую имеющие представительства в регионах;
• филиалы международных прокатных фирм.
У фирм, сдающих автомобили в аренду, имеются как частные, так и корпоративные клиенты. Чаще всего они арендуют автомашины для замены временно отсутствующего личного автотранспорта. Помимо этого, машины арендуются в следующих целях:
• перемещения, связанные с выполнением трудовых обязанностей;
• обеспечение удобства в дороге;
• поездка на уикенд или в отпуск;
• ознакомление с конкретной маркой автомобиля перед ее покупкой.
Частные клиенты обычно берут автомобили в краткосрочную аренду, корпоративные – в долговременную. Корпоративные клиенты отдают предпочтение сотрудничеству на условиях аутсорсинга, они часто берут автомобиль в оперативный лизинг. Кроме того, корпоративные клиенты заказывают машины с водителем чаще, чем частные. Автомобили в нашей стране арендуют не только российские граждане, но и иностранцы – туристы и люди, прибывающие в Россию в бизнес-командировки. Наибольшим спросом пользуются автомобили среднего и эконом-класса. Весьма популярны также минивэны и автомобили бизнес-класса.
При выборе автопрокатной фирмы клиенты разных категорий руководствуются разными критериями. Для массовых потребителей решающее значение имеет низкая цена, для частных лиц среднего достатка – надежность автомобиля и достойное обслуживание, для корпоративных клиентов – качественный сервис. Для иностранцев главным критерием является наличие представительства фирмы в их стране.