Большой картель
Картель ОПЕК обратился к своему теперешнему главному конкуренту — США с призывом присоединиться к сделке по сокращению добычи нефти ОПЕК+, включающей Россию и некоторые другие страны. С призывом «проявить ответственность» и не допустить обрушения цен обратился к сланцевым компаниям Америки генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо.
«Мы призываем наших друзей из сланцевых провинций Северной Америки разделить с нами всю ответственность со всей серьезностью, которой она заслуживает», — заявил Баркиндо на конференции Cera week в Нью-Дели в связи с тем, что рынок так и не достиг баланса за 9 месяцев действия соглашения ОПЕК-Россия. Запасы упали в два с половиной раза меньше, чем добыча, сделку по сокращению приходится продлять до марта 2018 года, а то и далее.
Тем временем, в Америке добывают все больше: на 1,5 млн баррелей в сутки выросла сланцевая добыча с начала года. А в октябре США поставили исторический рекорд по экспорту нефти, войдя в «семерку» ее крупнейших мировых поставщиков. И некоторые наблюдатели расценивают обращение к американцам со стороны генсека ОПЕК как свидетельство безвыходности положения картеля.
Как это работает
Призыв ОПЕК к США сократить добычу нефти – отнюдь не жест отчаяния, не соглашается ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Ограничение добычи действует достаточно успешно, хотя и далеко не в той степени, какая предполагалась при его заключении. Пакт выполняется примерно на 95%. Это позволило значимо сократить превышение предложения над спросом. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), запасы в странах ОЭСР в июле 2017 г. составили 3 016 млн. барр., тогда как ещё в июне 2016 г. они были на уровне 3 093 млн. барр. И это несмотря на повышение добычи в США и ряде других стран.
Избыток запасов нефти в июле снизился до уровня в 190 млн. баррелей по сравнению со средним уровнем за 5 лет, а к концу июля – даже до 35 млн. барр. Достижение уровня средних запасов за пятилетие и выступает целью ОПЕК+. Недостаточная эффективность действия договоренностей связана во многом с тем, что входящие в ОПЕК, но освобождённые от квот Ливия и Нигерия существенно нарастили добычу за последние месяцы. Однако возможности дальнейшего роста производства в этих странах уже близки к максимумам.
Позитив для рынка от действия соглашения несомненен, отмечает Марк Гойхман. Цены нефти марки Brent поднялись с уровней в районе 44 долларов за баррель выше 56 долларов с период с октября 2016 го до октября 2017 года.
В данном аспекте рост добычи в США на перспективу следующего года до 10 млн барр. в сутки, то есть примерно на 0,5 млн барр., хотя и вполне реален, но не критичен для балансировки рынка, считает аналитик. Ведь увеличивается и спрос, который поднимется в 2017 году на 1,6 млн барр., по прогнозам МЭА.
Но необходимо довести до конца затянувшийся процесс стабилизации рынка, полагает аналитик. Его сбалансированность на необходимом уровне, очевидно, будет достигнута к весне. Поэтому, важным становится продление соглашения и после его окончания в 1 квартале 2018 года, хотя оно и довольно болезненно для экспортеров, теряющих из-за него долю рынка. Но иначе выход на рынок дополнительных 1,8 млн баррелей в сутки может свести на нет все напряженные многомесячные усилия стран-экспортеров и привести к падению цен вновь в район 45 долларов за баррель. Именно пролонгация соглашения выступает сейчас основной интригой действий стран-участников. Вероятность продления сделки, по крайней мере на три месяца, достаточно высока.
В расчете на нее цены в ближайшие недели будут, вероятно, стремиться выше 57 долларов за баррель по Brent, ожидают в TeleTrade. Поддержкой же выступает важный уровень 55 долларов.
Но если США последуют призыву ОПЕК и сократят производство, то продление пакта не понадобится. На это и направлен демарш ОПЕК, который вряд ли будет принят США. Но и без него, говорит Марк Гойхман, цены — в случае объявления о продлении соглашения — вероятно, закрепятся в диапазоне 55-59 долларов на перспективу ближайших месяцев и даже всего следующего года.
США: скважина и сланец
Говорить о том, что ОПЕК заявила о поражении в нефтяной войне с США нельзя, говорит и аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Речь идет лишь о призыве к диалогу, результатом которого может стать начало восстановления баланса на рынке энергоресурсов, выгодное не только ОПЕК и независимым экспортерам, включая Россию, но и самим США. Ценовой кризис ударил одинаково сильно по участникам нефтяного рынка по обе стороны Атлантики.
В прошлом году крупнейший американский нефтедобытчик ExxonMobil сократил выручку на 51,5%, а в первом полугодии 2016 и вовсе оказался убыточным, Chevron также прошлый год провалил, получив убыток в размере $497 млн. В этом году и ExxonMobi и Chevron демонстрируют рост финансовых показателей, заработав $7,4 и $4 млрд соответственно за первые 6 месяцев.
И этого, равно как роста добычи сланцевых нефти и газа, а также 1,5-кратного роста экспорта энергоносителей из США, развития новых месторождений и рекордных темпов роста числа вышек — просто не было бы, если бы в четвертом квартале 2016 года ОПЕК, Россия и ряд независимых поставщиков не подписались бы под условиями соглашения о сдерживании роста предложения на рынке нефти. Американцы это соглашение проигнорировали, однако стали при этом едва ли не главными бенефициарами.
Отсюда, рассказывает Алексей Антонов, вытекает вполне справедливый вывод о том, что с прекращением действия соглашения в формате ОПЕК+, американская добывающая отрасль вместе с подешевевшим сланцем окажутся ровно в той же яме, из которой с большим трудом рынок выкарабкивался на протяжении последнего года. А, надо признать, сейчас соглашение трещит по швам и без участия администрации Трампа.
В сентябре ОПЕК приняла решение о снижении добычи на дополнительные 32,5−33 млн баррелей в сутки. А Иран и Ирак данное решение проигнорировали, нарастив добычу до 2,3 млн и 4 млн баррелей в сутки соответственно. При этом Иран наращивает добычу в связи с рисками повторного введения санкций со стороны США. Ирак же стремится защитить собственные интересы в связи с ростом аппетитов американских компаний на мировом рынке.
То есть, полагает аналитик, сегодня мы находимся как никогда близко к тому, что соглашение ОПЕК+ просто прекратит свое действие в силу демарша со стороны его участников, а это, в свою очередь, приведет к падению цен на нефть к уровням первой половины 2016 года.
«Выгодно ли это ОПЕК? Нет! России? Снова нет! Выгодно ли это США? Категорически нет, — говорит Алексей Антонов, — поскольку новый обвал ударит одинаково больно по всем участникам рынка, а американские компании находятся даже в более уязвимом положении, поскольку для них падение цен чревато формированием убытков. Что бы там ни говорили об условно дешевом сланце, конкурировать с аравийской легкой нефтью он не может». Обращение ОПЕК — это не белый флаг поражения. Это предупреждение в адрес нефтяного лобби в Белом доме, уверен аналитик.